Главная » Файлы » Доклад (выступление)

Мониторинг результатов образовательных достижений учащихся МАОУ ДО ДЮСШ как условие выявления одаренных детей
22.01.2020, 10:42

Осянина Екатерина Ивановна

МАОУ ДО ДЮСШ

инструктор-методист

 

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

Август Бебель

 

В Большом психологическом словаре под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова одаренность определяется как «уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов». Другими словами, это ярко выраженные способности, благодаря которым человек превосходит других в определенной сфере. При этом одаренность имеет сложную природу, чему посвящены многочисленные специальные исследования.

Одаренность может быть явной (проявленной), когда ярко выражен высокий уровень способностей в определенной области. Другой вид одарённости, так называемый, возрастной, то есть спустя определенное время может исчезнуть. Третий вид одаренности – скрытая (потенциальная) одаренность, по каким-либо причинам не проявившаяся в деятельности ребенка, но которая может быть выявлена в перспективе.

Именно поэтому выявление одаренности и отбор детей с признаками одаренности является сложной процедурой, требующей наблюдения родителей и педагогов, углубленной диагностики уровня развития способностей.

Итак, рассмотрим основные принципы выявления одаренных детей, предложенные отечественным исследователем проблемы детской одаренности А. И. Савенковым:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (например, спортсменов-разрядников, тренеров-преподавателей высшей категории);

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки преподавателей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, является ли данный ребенок «одаренным»/«неодаренным».

В условиях современного образования одаренных детей можно выявить не только с помощью специальных психологических методов, но и с помощью всестороннего анализа образовательных достижений спортсменов.

Для обеспечения комплексного подхода при выявлении одаренных детей целесообразно задействовать широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в группе, школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей преподавателями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» уроков по программам выполнения КПН, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов соревновательной деятельности детей профессионалами;
  • организация спортивных соревнований;
  • присвоение спортивных разрядов;
  • организация работы с родителями.

Как уже говорилось, приоритетная задача тренера-преподавателя, которой обеспечивается его эффективная работа с одаренными детьми, – это создание в рамках каждого занятия необходимых условий для развития и формирования познавательной активности талантливых детей, тем самым привитие стойкого интереса к занятиям избранным видом спорта, что ведет к увеличению показателя результативности участия в соревнованиях, способствует созданию условий для повышения качества и эффективности учебно-тренировочного процесса для подготовки резерва высококвалифицированных спортсменов, участвующих в соревнованиях различного уровня, входящих в сборные команды Мурманской области и спортсменов-разрядников.

Таким образом, одним из эффективных условий выявления одаренных детей является мониторинг результатов образовательных достижений.

В 2018-2019 учебном году обучающиеся приняли участие в соревнованиях различного уровня:

Уровень соревнований

2 полугодие 2018-2019

1/2 квартал

1 полугодие 2019-2020

1/2 квартал

Кол-во соревнований

Кол-во участников

Кол-во призеров

Кол-во соревнований

Кол-во участников

Кол-во призеров

Международный

1

19

38

2

6

2

Всероссийский

7

16

13

2

6

3

СЗФО

 

 

 

 

 

 

Областной/ Региональный

49

558

421

21

245

160

Муниципальный

35

691

559

20

384

258

городской

 

 

 

1

21

18

Общее кол-во

92

1284

1031

46

662

441

Общее кол-во за 2018-19 учебный год

 

137

 

2103

 

1562

 

 

 

 

Впервые воспитанники в составе команды ФК «Арсенал» стали серебряными призерами Чемпионата Мурманской области по футболу.

В Первенстве Мурманской области по баскетболу (I этап Первенства России отборочное соревнование) среди юношей и девушек 2001 г.р., 2004 г.р. и моложе, младшая команда мальчиков отделения «Баскетбол» стала бронзовыми призерами, старшая команда юношей завоевала золото. Команда девушек также стала серебряным призером.

На международных соревнованиях Баренц игры в г. Лулео Швеция в составе команды Мурманской области выступали 2 воспитанницы отделения «Баскетбол», занявшие 2 место.

Чемпионат и первенство СЗФО по плаванию в г. Сыктывкар принес нашим спортсменам 3 серебряных медали. А на Всероссийских соревнованиях по плаванию «Веселый дельфин» среди обучающихся общеобразовательных организаций в г. Санкт-Петербурге учащиеся отделения «Плавание» завоевали 5 золотых медалей и 2 серебряные.

В 46 Всероссийских соревнованиях «Северное Сияние» по спортивной борьбе (греко-римская борьба) среди юношей до 18 лет и юношей до 16 лет приняли участие 4 воспитанника, трое из которых принесли в копилку школы 2 серебряных медали и 1 бронзу.

Отличился спортсмен отделения «Ушу-саньда», завоевавший на Чемпионате и первенстве России по ушу-саньда в  г. Москва золото и титул Чемпиона России.

Это только несколько примеров из всего спектра лучших результатов.

 

Обучающиеся, показавшие лучшие результаты стали кандидатами в состав сборных  команд Мурманской области по видам спорта:

Вид спорта

Плавание

Баскетбол

Ушу

Волейбол

Кол-во обучающихся

 

4 чел.

 

1 чел.

 

4 чел.

 

9 чел.

 

Справка о присвоении разрядов за 2018-2019 учебный год:

№п/п

Критерии оценки

Показатель

Олимпийские дисциплины

Неолимпийские дисциплины

1

Присвоение спортивных разрядов

Массовые разряды

Плавание – 51

Лыжные гонки – 7

Тяжелая атлетика – 2

Волейбол - 1

Итого: 61

Пауэрлифтинг – 9

Кикбоксинг – 5

Ушу – 12

Итого: 26

2

1 разряд

Плавание – 3

 

3

КМС

Мастер спорта

Плавание – 1

Плавание - 1

 

 

Существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играют наличие соответствующей материальной базы и высокая квалификация педагогического коллектива, которые дают возможность проводить муниципальные и региональные спортивно-массовые мероприятия, выявляя тем самым на ранних этапах детей с повышенными потребностями в рамках спортивной школы. После чего эти спортсмены участвуют в следующем этапе – соревнованиях более высокого уровня.

В целом следует помнить, что выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным дополнительным программам либо в процессе индивидуализированного образования.

Категория: Доклад (выступление) | Добавил: Администратор
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: