Главная » Файлы » Доклад (выступление) |
22.01.2020, 10:42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осянина Екатерина Ивановна МАОУ ДО ДЮСШ инструктор-методист
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. Август Бебель
В Большом психологическом словаре под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова одаренность определяется как «уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов». Другими словами, это ярко выраженные способности, благодаря которым человек превосходит других в определенной сфере. При этом одаренность имеет сложную природу, чему посвящены многочисленные специальные исследования. Одаренность может быть явной (проявленной), когда ярко выражен высокий уровень способностей в определенной области. Другой вид одарённости, так называемый, возрастной, то есть спустя определенное время может исчезнуть. Третий вид одаренности – скрытая (потенциальная) одаренность, по каким-либо причинам не проявившаяся в деятельности ребенка, но которая может быть выявлена в перспективе. Именно поэтому выявление одаренности и отбор детей с признаками одаренности является сложной процедурой, требующей наблюдения родителей и педагогов, углубленной диагностики уровня развития способностей. Итак, рассмотрим основные принципы выявления одаренных детей, предложенные отечественным исследователем проблемы детской одаренности А. И. Савенковым: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.); 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.; 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (например, спортсменов-разрядников, тренеров-преподавателей высшей категории); 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения); 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки преподавателей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, является ли данный ребенок «одаренным»/«неодаренным». В условиях современного образования одаренных детей можно выявить не только с помощью специальных психологических методов, но и с помощью всестороннего анализа образовательных достижений спортсменов. Для обеспечения комплексного подхода при выявлении одаренных детей целесообразно задействовать широкий спектр разнообразных методов:
Как уже говорилось, приоритетная задача тренера-преподавателя, которой обеспечивается его эффективная работа с одаренными детьми, – это создание в рамках каждого занятия необходимых условий для развития и формирования познавательной активности талантливых детей, тем самым привитие стойкого интереса к занятиям избранным видом спорта, что ведет к увеличению показателя результативности участия в соревнованиях, способствует созданию условий для повышения качества и эффективности учебно-тренировочного процесса для подготовки резерва высококвалифицированных спортсменов, участвующих в соревнованиях различного уровня, входящих в сборные команды Мурманской области и спортсменов-разрядников. Таким образом, одним из эффективных условий выявления одаренных детей является мониторинг результатов образовательных достижений. В 2018-2019 учебном году обучающиеся приняли участие в соревнованиях различного уровня:
Впервые воспитанники в составе команды ФК «Арсенал» стали серебряными призерами Чемпионата Мурманской области по футболу. В Первенстве Мурманской области по баскетболу (I этап Первенства России отборочное соревнование) среди юношей и девушек 2001 г.р., 2004 г.р. и моложе, младшая команда мальчиков отделения «Баскетбол» стала бронзовыми призерами, старшая команда юношей завоевала золото. Команда девушек также стала серебряным призером. На международных соревнованиях Баренц игры в г. Лулео Швеция в составе команды Мурманской области выступали 2 воспитанницы отделения «Баскетбол», занявшие 2 место. Чемпионат и первенство СЗФО по плаванию в г. Сыктывкар принес нашим спортсменам 3 серебряных медали. А на Всероссийских соревнованиях по плаванию «Веселый дельфин» среди обучающихся общеобразовательных организаций в г. Санкт-Петербурге учащиеся отделения «Плавание» завоевали 5 золотых медалей и 2 серебряные. В 46 Всероссийских соревнованиях «Северное Сияние» по спортивной борьбе (греко-римская борьба) среди юношей до 18 лет и юношей до 16 лет приняли участие 4 воспитанника, трое из которых принесли в копилку школы 2 серебряных медали и 1 бронзу. Отличился спортсмен отделения «Ушу-саньда», завоевавший на Чемпионате и первенстве России по ушу-саньда в г. Москва золото и титул Чемпиона России. Это только несколько примеров из всего спектра лучших результатов.
Обучающиеся, показавшие лучшие результаты стали кандидатами в состав сборных команд Мурманской области по видам спорта:
Справка о присвоении разрядов за 2018-2019 учебный год:
Существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играют наличие соответствующей материальной базы и высокая квалификация педагогического коллектива, которые дают возможность проводить муниципальные и региональные спортивно-массовые мероприятия, выявляя тем самым на ранних этапах детей с повышенными потребностями в рамках спортивной школы. После чего эти спортсмены участвуют в следующем этапе – соревнованиях более высокого уровня. В целом следует помнить, что выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным дополнительным программам либо в процессе индивидуализированного образования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |