Главная » Файлы » Доклад (выступление)

Особенности работы с одаренными детьми при обучении плаванию
22.01.2020, 10:42

Мовсесян Лариса Вячеславовна

МАОУ ДО ДЮСШ

тренер-преподаватель

 

Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия благоприятные для их развития.

В.Г. Плеханов

 

В МАОУ ДО ДЮСШ в отделении «Плавание» занимаются 312 детей, которые разделены по учебным группам в соответствии с режимом учебно-тренировочной работы. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определены с учетом техники безопасности и в соответствии с учетом методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и возрастных особенностей обучающихся.

Основные формы учебно-тренировочного процесса:

- учебно-тренировочные занятия;

- теоретические занятия (в форме бесед, лекций);

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- тестирование и медицинский контроль.

Предполагаемыми результатами выполнения программы являются:

  1. формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий;
  2. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение уровня физической подготовленности и гармоничное развитие в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;
  3. выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями;
  4. освоение основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль за состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативы по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В ходе тренировок упор делается на психомоторную, спортивную одаренность! Спортивно одаренные дети – это энергичные, принимающие участие во всевозможных соревнованиях, подвижных играх. У них сразу заметны быстрота реакции, легкость в движениях, хорошая координация и физическая выносливость. Здесь одноразовая процедура тестирования при отборе в группе неуместна. Имеет место постепенная и поэтапная идентификация одаренности посредством поиска таких детей уже в дошкольных учреждениях.

После встреч и бесед с родителями в детских садах этот групповой метод поиска необходимо продолжать. К одаренным детям мной применяется дифференцированно-индивидуальный подход с учетом их физических способностей. Все дети пришли в бассейн с 5–6-тилетнего возраста. Уже тогда я увидела у них такие черты характера как настойчивость и целеустремленность, самостоятельность мышления, и помогла им раскрыть эти способности. Физические показатели у этих детей на 70% выше, чем у тех, кто начал заниматься с 7 лет. 

Давайте рассмотрим это на примерах конкретных детей: Карнюшин Андрей 2010 г., Истомин Артем 2010 г., Ефимова Диана 2010 г., Петенко Анастасия 2010 г., Томашевский Дмитрий 2011 г., Пудов Андрей 2009 г., Пудов Александр 2011 г., Шубин Владимир 2009 г., Залещук Ростислав 2013 г., Михайлов Егор 2012 г. – на третьем году занятий все обозначенные дети уже успешно выступают на соревнованиях муниципального и регионального уровней и имеют юношеские спортивные разряды по плаванию.

В отделение «Плавание» дети попали на волне всеобщего интереса к данному виду спорта и без отбора. На первых же занятиях я отметила, что их психомоторные характеристики соответствуют понятию «одаренности». В ходе тренировок все активно участвовали в наглядных показах упражнений по технике плавания.

Тренировки проходят как в воде, так и на суше. Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания.

Дети становятся лидерами, но не выделяются, демонстрируя свое преимущество перед остальными, осознавая, что доминирование – это и ответственность. С каждой тренировкой они улучшают свои результаты, добиваясь высоких результатов на соревнованиях различного уровня.

Учащиеся старших групп, достигшие высоких результатов, имеющие I спортивный разряд и разряд КМС, привлекаются в качестве помощников тренеров для проведения учебно-тренировочных занятий. Они умеют самостоятельно проводить разминку и занятия по физической подготовке, обучать основным техническим элементам и приемам, знают правила соревнований и систематически привлекаются к судейству соревнований, умеют организовывать и проводить соревнования в спортивной школе. Начиная с третьего года обучения, учащиеся могут выполнить необходимые требования для присвоения им звания инструктора и судьи по спорту.

5 наиболее отличившихся спортсменов отделения «Плавание» вошли в состав сборной команды Мурманской области, где достойно защищают честь региона на соревнованиях СЗФО и Всероссийского уровня.

Сегодня много говорится о том, что дети – это национальное достояние страны, а одаренные – ее интеллектуальный и творческий потенциал. Таким образом,  чем раньше мы обнаружим этот потенциал в своих учениках и создадим для них условия, одним словом, дадим вектор развития, тем полнее раскроется талант ребенка. Детский сад – это комфортная и спокойная среда для ребенка. Поэтому все, что в сознании ребенка ассоциируется с дошкольным периодом, может помочь нам.

При организации любой формы работы с одаренными детьми надо следовать правилу – обучение будет эффективным в том случае, если учащийся получает радость от того, что он делает. Главная фигура в работе с одаренными детьми – педагог. Именно он изначально должен принимать ученика как индивидуальность со сложившимися особенностями. Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе личных ролевых предписаний: «Мы две личности, два неповторимых человека на земле, вместе открываем, исследуем этот мир».

Мы, педагоги, видим эти таланты и создаем условия для их самореализации.

Категория: Доклад (выступление) | Добавил: Администратор
Просмотров: 481 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: