Главная » Файлы » Методические рекомендации

Использование элементов формирующего оценивания на уроках английского языка
13.10.2020, 16:34

Жемчужникова А.С., учитель английского языка МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

При переходе на новые государственные стандарты основного общего образования изменились требования, предъявляемые к организации учебного процесса. Сегодня, для достижения определенных целей учителям приходится применять в своей работе новые методы и средства обучения. Современный урок английского языка дополняется современными технологиями, которые повышают интерес учащихся и иностранному языку и предоставляют им право выбора, делают процесс обучения практико-ориентированным.

Изучение английского языка в основной школе ориентировано на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая готовит учащихся осуществлять иноязычное общение с представителями различных лингвокультурных сообществ. Иноязычная коммуникативная компетенция – это сложное явление, включающая в себя речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно – познавательную.

Для достижения поставленной цели учителя не только должны внедрять в образовательный процесс инновации, но и также должны совершенствовать систему оценивания.

С внедрением ФГОС ООО в образовательный процесс проблема оценивания является все еще актуальной.

Практикующие педагоги понимают, что в рамках компетентностного подхода традиционная система оценивания по пятибалльной шкале не выполняет полностью функцию оценки. Оценка носит субъективный характер, так как критерии оценивания скрыты от учащихся или просто отсутствуют, что не позволяет определить путь дальнейших усилий обучающегося, затрудняет получение информации о результатах обучения.

При традиционном оценивании ребенок не способен положительно оценить свои реальные достижения, и сравнить с его предыдущими результатами обучения, а также невозможно полноценно сформировать у ребенка оценочную самостоятельность.

Ученик же должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения. Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Формирующее оценивание имеет следующие преимущества:

- обеспечение непрерывного контроля качества знаний;

- прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция;

- выявление пробелов в образовании и восполнение их с наибольшей эффективностью;

- изменение межличностных отношений в классном коллективе.

Также формирующая оценка: нацелена на определение индивидуальных достижений каждого учащегося; формирует понимание процесса обучения и познания; обеспечивает обратную связь не только для учителя, но и для учеников; удовлетворяет потребности каждого учащегося в личностно-ориентированном обучении; способствует формированию объективной самооценки; формирует чувство ответственности за обучение.

В связи с этим при оценивании результатов обучающихся педагогу очень важно не ошибиться, а превратить процесс оценивания из поощрительно-карательного в мотивационно-побудительный на пути к успешному овладению иноязычной коммуникативной компетенцией.

Посмотрим на примеры использования различных приемов формирующего оценивания, которые наиболее эффективны, на наш взгляд, на уроках английского языка.

1. Формирующее оценивание чтения с различной степенью понимания текста.

2. Формирование оценивания при проверке проектной работы.

3. Формирующее оценивание за отдельно выполненное упражнение, за работу на уроке: учащимся предлагается три смайлика – веселый, грустный, нейтральный – выбирают подходящий.

4. Формирующее оценивание результатов работы в группе (взаимооценивание)

«Achievement List» – лист достижений для самодиагностики знаний и умений, который целесообразно применять до начала изучения темы, во время, для получения промежуточных результатов, по окончании её усвоения.

Пример («Spotlight 5», Module 4c – Famous people). Обучающимся предлагается заполнить таблицу в начале урока и завершить заполнение после изучение материала в конце урока.

Широко применимым на уроках английского языка является прием «Speech Model», когда учитель дает обучающимся речевые образцы, помогающие строить ответ. Например: I like … people, because they ….; If I were you I would…; … are very important to me. I can't stand… so I think I am a city/country mouse. Речевой образец предъявляется учителем в письменной или устной форме, ответ обучающегося – в устной. Оценке при использовании этого приема подлежат предметные и метапредметные результаты обучения школьников.

Для самооценки и взаимооценки можно использовать прием «I am a reporter». Учащиеся выбирают репортера, который в конце урока кратко передает содержание урока – краткий репортаж, остальные могут задавать ему вопросы. Если репортер не справляется с каким-либо вопросом, то он может попросить помощи у одноклассников.

Очень удачными для предмета Иностранный язык является приемы «The Matrix» или «Factfile». Обучающиеся заполняют таблицу, имеющую заголовки. Таким образом, можно, к примеру, проверить понимание прочитанного текста «The Simpsons» и подготовить учащихся к монологическому высказыванию.

При объяснении нового материала оценить на разных этапах понимание обучающимися можно с помощью приема подачи сигнала «Fingers Up», обозначающего различную степень понимания. К примеру, поднятые вверх 5 пальцев обозначают абсолютное понимание «I undersatnd and can explain», 4 – «I understand», а 3 пальца – ученику требуются дополнительные разъяснения «I'm not sure I understand» (это прием западных педагогов – у нас могут иметь место сигнальные карточки красная, желтая, зеленая).

Суть приема «Smart break» (умная зарядка) заключается в сочетании физминутки и проверки понимания или знания какого-либо материала. Обучающиеся отвечают на однозначные (Yes/No – questions, Agree/disagree) вопросы учителя посредством оговоренных заранее упражнений. Например Yes – обучающиеся встают и поднимают руки, No – обучающиеся выполняют наклон вперед. Усложнить задачу можно, предложив роль учителя обучающемуся.

Взаимопроверку можно осуществить посредством приема «Stars and Wishes» (звезды и пожелания). Обучающиеся, проверив работы одноклассников, комментируют их, «даря» звезды, то есть отмечая положительные моменты, и высказывают пожелания, то есть указывают на аспекты, требующие доработки.

Для проведения самоконтроля проделанной работы при написании письма или эссе необходимым является «Checklist», который включает вопросы для обучающихся для предварительной проверки, перед сдачей работы учителю. Checklist служит и как критерии оценивания письменной работы. Данные критерии проверки можно разработать для каждого вида письменных заданий….

После проверки письменной работы обучающимся предлагается проанализировать свои ошибки и классифицировать их в несколько категорий. Работу над ошибками можно сочетать с работой в парах.

Прием формирующего оценивания «Comparing with Model» (сравнение с образцом) заключается в том, что после проверки работ обучающихся учитель по определенным критериям выбирает две или три лучшие работы, просит их зачитать. Учащиеся затем объясняют, по каким критериям учитель сделал такой выбор.

Часто используемым приемом формирующего оценивания на уроках английского языка является перевод информации, «Info Transforation». Переводить можно таблицу в текст и наоборот, график в таблицу, диаграмму в текст, график в текст и т.д.

Обучающиеся работают с текстом и переводят информацию в таблицу.

Учитель может оценить таким образом и предметные и метапредметные результаты.

Удачным приемом с точки зрения применения его относительно предметной области «Иностранный язык», на наш взгляд, является «Helping Board» (доска помощи). Учащиеся размещают на доске письменные вопросы, связанные с выполнением домашнего задания. Учитель отводит время на уроке для того, чтобы дать возможность обучающимся поработать в парах или группах, где одни ученики отвечают на вопросы других, осуществляя, таким образом, взаимопомощь.

Таким образом, существует достаточно много разнообразных приемов формирующего оценивания. Суть применения формирующего оценивания заключается в повышении качества образования обучающегося за счет осмысления проблем учащегося и совместное их преодоление.

То есть, формирующая оценка позволяет проследить прогресс учащихся, дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию. Формирующая оценка – важный компонент личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Администратор
Просмотров: 561 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: