Главная » Файлы » Методические рекомендации

Методические материалы для работников образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде
24.01.2018, 15:49

Проблема профилактики и противодействия экстремизма в подростковой и молодежной среде становится все более актуальной в последнее время. Актуализация этой проблемы связана как с распространением экстремизма, ростом террористических организаций по всему миру, в том числе и в России, а также с развитием значительного числа каналов (как печатных, так и электронных) распространения информации и рекламы, носящих открыто экстремистский характер. Не меньшее значение имеет и тот факт, что социальная нестабильность и эмоциональное отдаление детей от родителей, разрыв межпоколенных связей, облегчает для агентов террористических организаций вербовку молодых людей. Не менее важным является и понимание необходимости учета информационного воздействия и информационной социализации. Имеющиеся на сегодняшний день материалы позволяют  сделать вывод о том, что актуальность проблемы информационной социализации связана с большими возможностями расположенных в этом поле институтов и групп социализационного  воздействия, а также с тем, что многие виды информации способны влиять не только на выбор стиля жизни подростков, но и на их представления о себе и мире. Федеральным институтом развития образования в рамках научно-исследовательской работы по теме «Разработка методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде» были подготовлены методические материалы для работников и руководства образовательных организаций.

В качестве методических материалов для работников и руководства образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде предложено следующее:

  •  методология управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в подростковой и  молодежной среде.
  • актуальные вопросы воспитания и социализации детей и молодежи, направленные на профилактику экстремизма в подростковой и  молодежной среде: специфика социализация в современной социальной ситуации, особенности  психического развития,  межпоколенное общение как фактор противодействия экстремизму, информационное воздействие и информационная социализация;
  • информационное воздействие и информационная социализация;
  • толерантность, социальное доверие и ксенофобия: определяющие факторы и группы риска.

Далее представлены основные идеи подготовленных материалов
(без конкретизации исследовательского содержания эмпирических материалов).

 

Методология управления рисками ксенофобии

 Методология управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в подростковой и  молодежной среде опирается на концепции учитывающие: анализ границ и возможностей гармоничного сочетания процессов социализации и индивидуализации;  положение о культуре как образующей личности; анализ ситуации развития с учетом ее трансформации и нарастающей неопределенности; возможности конструирования окружающего мира в направлении желаемых изменений и увеличения степени предсказуемости будущего. Ниже представлены основные идеи.

1. Анализ границ и возможностей гармоничного сочетания процессов социализации и индивидуализации. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации дают возможность связать в единое целое стремления человека к социализации, укорененности в определенной группе, и индивидуализации, сохранению своего стиля деятельности и общения, позволяющие достичь наиболее полной самореализации человека. При этом  процесс вхождения человека в социум (и вхождение ребенка в мир взрослых, и  мигрантов в новую социальную и культурную среду) рассматривается как  взаимосвязь категоризации разных групп, из которых состоит социальный мир, и самокатегоризации, подразумевающей осознание своего «Я» и поиск наиболее  адекватных для данного человека групп идентичности.

Расширение границ индивидуальной активности и избирательности в процесс вхождения в социум, позволили перейти от понятия адаптации к понятию социализации, которая рассматривается как взаимодействие ребенка и взрослого, при котором общество предъявляет человеку определенные нормы, но не настолько жестко, чтобы исключить возможность их вариативного использования и некоторой трансформации в определенных, разрешенных обществом, границах. Еще одним важным моментом, усиливающим возможность личностной избирательности и активности в процессе социализации, является наличие различных социальных и культурных групп с достаточно серьезно отличающейся нормативностью
в поведении, общении, ценностях, что дает человеку дополнительные возможности в процессе категоризации – то есть в процессе поиска соответствующей его стремлениям, интересам и индивидуальности группы.

  1. Положение о культуре как образующей личности (А.А. Потебня,
    Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский) открывает пути для исследования процесса социализации в современной изменчивой и неопределенной ситуации, которая умножает точки бифуркации в развитии личности и дает основания для появления множественности аспектов «Я» в разных ситуациях и разных группах. Положение Г. Г. Шпета о культуре как образующей личности открывает пути для исследования процесса социализации в современной изменчивой и неопределенной ситуации, которая умножает точки бифуркации в развитии личности и дает основания для появления множественности аспектов «Я» в разных ситуациях и разных группах (Шпет, 2007).
  2. Анализ ситуации развития с учетом ее трансформации и нарастающей неопределенности. Большое влияние на развитие детей, подростков и молодежи современной ситуации неопределенности. Это связано с тем, что характерной чертой неопределенности  является тот факт, что причинно-следственные отношения не всегда могут предсказать, как будет вести себя человек в будущем, как отреагирует даже на знакомые раздражители, при этом объективация мотивов поведения человека не может уже полностью соотноситься с поступком,  как феноменом личности. Конструкционистская парадигма, в рамках которой можно говорить о трансформации окружающего мира в направлении желаемых изменений, увеличивает степень предсказуемости будущего, так как если люди уверены в возможности перестроить, переконструировать ситуацию, и на основе этого выстроить будущее, снимается неопределенность этого будущего.
  3. Конструкционистская парадигма, в рамках которой можно говорить о трансформации окружающего мира в направлении желаемых изменений, увеличивает степень предсказуемости будущего, так как если люди уверены в возможности перестроить, переконструировать ситуацию, и на основе этого выстроить будущее, снимается неопределенность этого будущего. Последние исследования в области социальных представлений (С. Московиси), работы
    П. Бергера, Т. Лукмана, К. Гергена, доказывающие, что человек в значительной степени сам конструирует окружающую социальную действительность еще больше расширили границы личностной активности в процессе социализации, показав, что это по-настоящему творческий процесс.

Это понимание социализации адекватно соотносится с понятием З. Баумана «текучая современность». Эта позиция исходит из того, что при «жесткой культуре» возможны определенные, жесткие нормы, правила и институты социализации, четко определяющие технологии и результаты воздействия взрослых на подростков.  Современная многомерная культура предполагает «жидкую»  социализацию, в которой возможно многоаспектное и не направленное воздействие, а результат может быть отсроченным, латентным.

Методологические проблемы особенно важны для современной психологии детства в связи с теми кардинальными трансформациями, которые происходят во всех сферах жизни детей, как в нашей стране, так и во всем мире. Необходимо помнить о том, что современное дети и подростки живут в совершенно другой среде – технически, информационно, социально, экологически принципиально отличающейся от той, что существовала на протяжении столетий. Этим и обусловлена необходимость разработки новой методологии и новых методов и технологий исследования, диагностики и коррекции психического развития детей в условиях быстро изменяющегося мира.

Трудности и отклонения, возникающие в процессе психического развития в настоящее время, осложняются теми изменениями, которые происходят в российском обществе, изменениями, касающимися всех сторон окружающей действительности – политической, экономической, нравственной. Новая социальная ситуация способствовала   трансформации содержания норм и ценностей, казавшихся устойчивыми и укорененными в общественном сознании. Кардинальный и противоречивый характер происходивших и происходящих в настоящее время изменений привел к появлению неопределенности в социальных ожиданиях людей  и амбивалентности в их отношении к ценностным ориентациям и нормам. Следствием этого стали негативные изменения в содержании социальной идентичности старшего поколения, и, как следствие, сложности трансляции норм и ценностей поколению подрастающему. Поэтому представляется важным в первую очередь определить содержательное наполнение основных категорий современной психологии развития, а также понять особенности и закономерности психического развития современных дошкольников, выделив его возможные риски. Об этом далее.

 

Актуальные вопросы воспитания и социализации детей и молодежи, направленные на профилактику экстремизма в подростковой  и  молодежной среде

 

  1. Специфика социализация в современной социальной ситуации.

Социализация как трансляция социальных ценностей оказывается достаточно эффективной в условиях стабильности и устойчивости общества. В периоды социальных кризисов и трансформирования и размывания ценностно-нормативной системы социальных отношений прежние формы социализации оказываются несостоятельными, происходит «сбой» в действии прежних социальных институтов. Место социализации в этом случае занимает альтернативная социализация и десоциализация.

Альтернативная социализация – это социализация вне официальных общественных институтов. В молодежной среде возникло и резко усилилось за последние десятилетия явление социального эскапизма – ухода (выхода) молодого человека за пределы традиционных институтов социализации, соответственно в область интересов, увлечений и жизнедеятельности, не контролируемых обществом. Эскапизм как бегство от реальности в мир иллюзорный, виртуальный, заменяющий юноше реальную жизнь, деятельность, общение, особенно в связи с развитием доступности Интернета, получил широкое распространение в современном российском обществе. Как правило эскаписты не порывают с обществом и противостоят ему, однако такой путь развития можно рассматривать как зону риска генезиса асоциального и антисоциального поведения. Десоциализация представляет собой развитие личности в направлении противостояния и конфронтации с обществом, имеющее негативные следствия и угрозу для общественных устоев и организации.

Семья как один из ключевых институтов социализации в современном обществе переживает кризисный период трансформации и перестройки в условиях бурных социо-культурных изменений. Неблагоприятные тенденции развития семьи и ухудшение микросоциальной (семейной) среды, определяющей социальную ситуацию развития ребенка, являются значимым фактором риска.

Система образования и профессиональное самоопределение. Сегодня мы приходим ко все более полному осознанию того, что образование не есть простое усвоение знаний, умений, навыков и компетенций, а развитие личности во всем многообразии ее проявлений, как институт социализации личности. Профессиональное самоопределение не одномоментный акт, не просто конкретный выбор профессии, а непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и реализуемой профессиональной деятельности, процесс перевыборов на протяжении всего жизненного пути. Расщепление ценностного сознания общества, девальвация социальных и профессиональных ценностей и установок, «ценностный нигилизм», прагматизм и меркантилизм, проникающий в профессии социономического гуманитарного типа, приводит к кризису идентичности - ее деструкции и диффузии.  Необходимо повысить воспитательный потенциал учреждений общего, профессионального и высшего образования; обеспечить эффективную социализацию и гармоническое развитие личности в юношеском возрастах и молодости; осуществлять профилактику негативных явлений экстремизма, национализма, шовинизма, социальной нестабильности и поляризации в образовательных учреждениях и в обществе в целом; повысить уровень безопасности жизни населения.

Армия, также является значимым институтом социализации в точки зрения формирования гражданственности, патриотизма, социальной позиции молодых людей.        

Общественно-политические организации.

Переход молодежи из позиции «наблюдателя» в позицию «созидателя» гражданских прав, свобод и обязанностей личности через участие в социальной практике составляет серьезную перспективу развития правового сознания этой возрастной группы населения. В этих условиях особое значение приобретает политическая социализация – адекватное представление о власти и властных отношениях и формирование представлений о своих правах, умение ими пользоваться. Дефицит «веры в справедливость» общества и государства характерен для значительной группы современной молодежи России.

Формирование гражданской идентичности и позиции личности реализуется посредством приобретения гражданской компетентности, организации и осуществления гражданских акций, последовательного освоения личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе путем «ролевого экспериментирования» (Э. Эриксон).

Молодежная субкультура, досуговые центры, интернет и СМИ. Молодежная субкультура представляет собой форму возрастной стратификации подростков, юношей, возраста «вступления во взрослость». Молодежная субкультура представляет собой систему ценностей и образ жизни, противоположный ценностям и образу жизни общества взрослых. Особенность самосознания представителей молодежной субкультуры в том, что они осознают себя вне структур общества, «выпавшими из общества. Нарушение связи между поколениями разрывает процесс передачи системы ценностей, что составляет отличительную черту молодежной субкультуры, по сравнению с «культурой большинства».

С. Московичи в своей психологической концепции развития общества указывает, что движущей силой развития современного общества и причиной его деформаций является развитие способов коммуникации. Риски общества, организованного с помощью коммуникативной сети, по словам С. Московичи состоят в размывании идентичности, повышенной внушаемости, утрате рациональности. Прямым следствием утраты идентичности становится девальвация нравственного начала, патриотизма, добросовестного профессионального труда, широкое распространение «невротической триады» - тревожности, чувства одиночества и отчуждения, бессмысленности существования, человек начинает жить сегодняшним днем, теряет жизненную перспективу, становится человеком «без рода и племени», «не знающим родства», утратившим связь поколений.

Последнее достижение научно-технического прогресса общества - Интернет-технологии далеко не однозначны. Открывая практически почти неограниченные возможности получения информации, они в той же степени могут служить распространению дезинформации. Обеспечивая невиданные ранее возможности общения между людьми, они нередко оказываются средством создания иллюзии общения.

  1. Особенности  психического развития.

У юношей и девушек такие факторы как уверенность в своем будущем, степень защищенности в семье, материальная обеспеченность и возможность свободного перемещения по миру определяют количество и содержание (наполнение) ролевого репертуара, а также содержание и степень интериоризации ценностей и эталонов.

Для сравнения, половина обследованных в 2014 году детей имеют высокую тревожность, в то время как в 2009 году высокая тревожность наблюдалась у немногим более трети детей.  Это  затрудняет процесс принятия правил и осложняет вхождение в новые социальные группы, причем более высокий уровень тревожности отмечается у мальчиков (61%, у девочек – 49%). Это также отличается от данных пятилетней давности, где показатели тревожности были  ниже и одинаковы у мальчиков и девочек (в среднем 35-38%).

Изучение агрессивности и конфликтности показало, что большая часть детей способны разрешать конфликтные ситуации, оставаясь в рамках социальной нормативности. В то же время уровень агрессивности остается высоким (43% имеют высокий уровень агрессивности,  и 39% - средний) и мало изменился за последние 5 лет. Это может свидетельствовать о том, что данные о способах разрешения конфликтов являются скорее знаемой, чем реально действующей мотивацией. Тревожным является тот факт, что за последние годы количество агрессивных девочек увеличилось почти на 30%, хотя  уровень агрессивного поведения у мальчиков остается постоянным. , в то время как Возможно, это связано с тем, что в последние годы установка на успешность связывается с агрессивным поведением независимо от пола, что, видимо, и привело к росту агрессивности и у девочек. 

Таким образом, можно констатировать, что эмоциональный компонент личностной идентичности не зависит от возраста, большинству детей свойственно принятие себя, что является, как показывают многие исследования, необходимым условием личностного роста и успешной социализации детей и подростков.  Поэтому увеличение числа детей и подростков с отрицательным отношением к себе является достаточно тревожным фактом.

  1. Фактор межпоколенного общения.

В понимании различий в образе мира между взрослыми и подрастающим поколением, необходимо учитывать тот факт, что дети и подростки выросли в новой социальной ситуации, которая воспринимается ими, в отличие от взрослых, уже не как изменчивая и текучая, но как стабильная, а новые социальные реалии, ценности и нормы – как существовавшие всегда. Это, наряду с отношением к информации, ее содержанию и способам ее получения  существенно отдаляет их от взрослых. В то же время их осведомленность часто существенно отстает от их активности и умения контролировать и регулировать свое поведение, преодолевать трудности. Это указывает на необходимость как формирования индивидуальных стратегий социализации детей и подростков, так и индивидуальных стратегий общения с детьми педагогов.

Эмпирические материалы показывают, что наиболее значимой в формировании индивидуальных стратегий взаимодействия с детьми педагогов начальной школы является направленность на оптимизацию взаимоотношений между учениками, повышение познавательной активности детей, сочетание принятия с контролем во взаимодействии педагога и учеников.

Серьезной проблемой социализации подростков является и несовпадение ожиданий педагогов и родителей в отношении их поведения, увлечений и будущего. Причиной такого несовпадения во многом являются различия в системе ценностных ориентаций педагогов и родителей, и, прежде всего, их отношения к образованию, ценности знаний, творческой деятельности. В большинстве своем педагоги (по крайней мере, в опросах и анкетах) отмечают эти ценности как ведущие и оценивают детей и подростков, исходя из соответствия этим ценностям. В то же время для многих родителей ценность образования связывается не с познавательной активностью, но с поступлением в институт, успехом и карьерой.

Общая нестабильность общества, его поляризация и многоукладность в период радикальных социальных преобразований порождает ряд новых социальных явлений: неустойчивость общественного мнения, выражающего позиции разных социальных групп; большое количество массовых социальных движений с радикальными векторами; как результат — возникновение внутри этих групп и движений «групп риска» с тенденциями к экстремизму.

Необходимо подчеркнуть что низкий уровень социализированности и невысокий уровень культуры затрудняют формирование положительных отношения и оценки окружающего мира детьми и подростками, их социокультурной идентичности. Поэтому в качестве фактора,  помогающего социализации, часто начинает использоваться этническая идентичность, которая уменьшает неопределенность настоящего и будущего.

Передача опыта уважительного отношения к другим людям происходит в процессе межпоколенного общения, которое и само претерпевает изменения. Проблема межпоколенного общения актуализируется в настоящее время следующими фактами:

•        Кардинальными трансформациями социального пространства;

•        Усилением социальной неопределенности;

•        Увеличением продолжительности временного периода процесса социализации, активизацией ресоциализации и текучей социализации;

•        Расширением информационного пространства и усилением его роли, частично заменяющей межпоколенные связи.

Существуют отличия в обмене опытом и характере взаимодействия взрослых с детьми в мегаполисах и в малых городах. Это подтверждается и результатами исследования идентичности детей и подростков, проживающих в большом и малом городе. Для подростков из малого города приоритетными являются социальные роли, групповая принадлежность, уважение традиций, конформность, рефлексивность, в то время как для подростков из большого города важны индивидуальные и личные качества, собственная независимость и автономность. большем количестве положительных выборов при самоописании.

В этой связи немаловажно формирование гражданской идентичности. В основе формирования гражданской идентичности и просоциальной направленности личности лежит гражданское самоопределение, понимаемое как целенаправленный процесс формирования гражданского облика человека как гражданина своего Отечества, основанное на приобретении компетентности в нравственной правовой культуре, усвоении определенной суммы гражданских знаний и осознании себя, своих прав и обязанностей, как человека и гражданина России, осознание причастности к большой и малой Родине: ее языку, истории, традиции, культуре, мировой культуре и истории.

Технологии приобретения гражданской идентичности должны включать: 1) систему мероприятий по сопровождению процессов самопознания и самоопределения, формирования групповой и личностной идентичности подростков, юношей, молодежи; 2) рекомендации по созданию системы социально-психолого-педагогических условий расширения развитие сфер самовыражения молодых людей. Главными условиями должны выступить создание молодежных организаций, альтернативных неформальным молодежным сообществам типа асоциальной контркультуры и расширение самоуправления в образовательных учреждениях; 3) формирование коммуникативной компетентности молодых людей, как базового условия активного включения в социальную жизнь и самореализации личности.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что ведущими факторами для профилактики экстремизма являются методологические основания борьбы с ксенофобией и экстремизмом, знание об основных закономерностях воспитания и социализации современных подростков и молодежи, которые помогают преодолеть их девиантность и асоциальность, эмоциональную нестабильность, и, тем самым, существенно снизить риски распространения экстремизма.

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия. Психологические исследования, 2012, 5(26), 1. URL: http:// psystudy.ru

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

Андреева Г.М. Социальная психология. Аспект-пресс 2009.

Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы М.: Просвещение, 2012

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Академия 2009.

Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Изменчивость и постоянство как факторы социализации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5 (7).URL: http://psystudy.ru

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

Гребенникова О.В. Социальная интеракция дошкольников в процессе их социализации. Феноменология современного детства: сб. науч. ст. В 3 ч. / под ред. Т.Д.Марцинковской. Ч. 3. Социальная ситуация развития детей и подростков.  М.: Федеральный институт развития образования, 2013.

Иванова И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автореф.дисс.на соискание ученой степени кандидата психологических наук  М. 2001.

Изотова, Е.И. Особенности отражения современных реалий детской субкультуры в изобразительной деятельности (свободном рисунке) дошкольников и младших школьников / Е.И. Изотова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные решения. М.: МОДЭК,  2013. –  № 1.

Категория переживания в психологии и философии         . Монография М., Прометей, 2005

Категория переживания в психологии и философии. М.: Прометей, 2005

Концепция социализации и индивидуализации в современной психологии. М. Обнинск 2010.

Кончаловская М. М. Особенности становления личностной идентичности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф.дисс.на соискание ученой степени канд. психол. наук Москва, 2006

Марцинковская Т.Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ. Психологические исследования, 2013, 6(30), 12. URL: http:// psystudy.ru

Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход. Психологические исследования, 2012, 5(24), 12. URL: http:// psystudy.ru

Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков Мир психологии. № 3 2010

Методологические проблемы современной психологии – парадигмальный и междисциплинарный аспект. М., Смысл, 2005        

Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. М.: Academia, 2003.

Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М. ИНИОН РАН, 1995.

Хелкама К., Похьянхемо Е. Размышления о ценностях и общественной нестабильности // Константа в неопределенном и меняющемся мире / Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. С.334-343

Хузеева, Г.Р. Динамика развития идентичности у детей дошкольного возраста / Феноменология современного детства: сб.науч.ст.в 3ч. / под ред. Т.Д. Марцинковской / Ч.2. Современная ситуация развития детей и под ростков. – М.: Федеральный институт развития образования. – 2013.

Хузеева, Г.Р. Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников. // Психология обучения. – М., 2014. – №11.

Брошюры

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Администратор
Просмотров: 83 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: