Главная » Файлы » Методические рекомендации

Мотивация и подготовка пловцов в предсоревновательный период в условиях Крайнего севера
[ Скачать с сервера (34.6 Kb) ] 18.11.2016, 14:31

Успешность спортивной подготовки детей в условиях Крайнего севера зависит от уровня их физического развития и здоровья. Условия Крайнего Севера оказывают выраженное влияние на формирование растущего организма, на состояние и развитие его физиологических систем. К числу значимых отрицательных стресс-факторов, отражающихся на самочувствии, умственной и физической работоспособности, физическом развитии, можно отнести воздействие низких температур, повышенную влажность, сильные ветры, резкие смены погоды в короткие промежутки времени, длительное световое голодание, резкие перепады атмосферного давления, изменения парциального давления кислорода, магнитные бури.

Важную роль в адаптивных перестройках организма на Крайнем Севере, играют сердечнососудистая и дыхательная системы, ответственные за кислородный режим организма. Деятельность этих систем чаще всего становится фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма в процессе его адаптации к различным условиям внешней среды.

Один из факторов снижения уровня здоровья детей на Крайнем Севере – это вынужденное ограничение повседневной двигательной активности, что повышает риск детской заболеваемости. Согласно исследованиям, количество школьников с хроническими заболеваниями на Крайнем Севере за последние годы значительно возросло и в настоящий момент составляет более 50%. Самый высокий процент хронически больных детей отмечен в подростковом возрасте. Поэтому, проблема здоровья детского населения, проживающего в условиях Крайнего Севера,  имеет большое социальное, педагогическое и медицинское значение.

Зная все неблагоприятные факторы жизни на Севере, родители приводят детей в спортивную школу для организации их двигательной активности.

Многие выбирают плавание и это хороший выбор, так как плавание благотворно влияет на дыхательную систему человека. Чтобы сделать вдох, пловец вынужден преодолеть сопротивление воды,  которая давит на грудную клетку. И наоборот, давление воды помогает пловцу сделать полный выдох. Такая, своеобразная дыхательная гимнастика, развивает дыхательную мускулатуру, вовлекает в работу всю легочную ткань, укрепляет легкие.  Повышается устойчивость организма к воздействию болезнетворных микробов и вирусов, которые попадают с воздухом в легкие.  Плавание оказывает и прекрасное закаливающее действие.

Во время плавания многие физиологические процессы в организме человека протекают иначе, чем на суше, из-за того, что его тело попадает в необычные условия. Эти условия определяются тем, что в воде тело человека находится в состоянии невесомости. В состоянии невесомости на кору головного мозга со стороны опорно-двигательного аппарата, сердца, легких и других органов действуют раздражители, образовавшиеся в новых условиях. Видоизменяются и ответные реакции головного мозга. В результате увеличивается глубина дыхания, улучшается деятельность сердечнососудистой системы, активизируется обмен веществ и т. д. Под влиянием систематических тренировок центральная нервная система начинает более совершенно регулировать деятельность сердца. Плавание — успокаивает.

Детям, которых привели родители в стены плавательного бассейна, тренер должен развить  интерес к занятиям плаванием. И здесь, на первый план выходит мотивационная сфера, которая  является важной стороной психологии личности спортсмена.

Что же такое мотивация? Это – побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. В основе направленности лежат потребности – это главный источник активности человека.

Каковы же мотивы в спортивной деятельности? Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задания, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости за выполнение поставленной цели.  А цель спортивной подготовки это – участие в соревнованиях для определения своего уровня подготовленности.

Мотивация влияет на физическую активность, которая в свою очередь, связана с соревновательностью (усилия человека, направленные на выполнение задания, достижения совершенства, преодоление трудностей (препятствий) выполнение чего-либо лучше других). Не удивительно, что мотивация интересует тренеров-преподавателей, т.к. это – точная характеристика, которая позволяет спортсменам достичь совершенства – высоких уровней физической подготовленности.

Поэтому, правильная мотивация имеет большое практическое значение. Она помогает вести процесс подготовки на нравственной, патриотической основе; позволяет оценить, а затем и совершенствовать отдельные свойства личности юного спортсмена; повышает сознательность и активность во время обучения; максимально мобилизует волю спортсмена для достижения высоких результатов на соревнованиях. Соревновательность представляет собой удовольствие от соперничества, достижения успеха в соревновательных ситуациях. Цель – превзойти соперников.

Необходимо помнить, что мотивы не бывают постоянными. Они изменяются с возрастом, уровнем сознания, мастерства, глубиной духовного мира и интересов спортсмена.

А пока, детей, переступивших порог нашего плавательного бассейна, спорт привлекает, прежде всего, веселой игрой, соревновательными моментами, возможностью научиться быстро плавать и заслужить репутацию «хорошего пловца» среди своих сверстников, родных, в кругу своих знакомых.

На этом этапе побудительные мотивы просты, конкретны и эмоциональны.  Ребенок получает чувство удовлетворения от простейшего купания в бассейне. Некоторые дети так и остаются на этом этапе и другие мотивы их не привлекают…

Но занятия постепенно становятся более сложными, осознанными и связываются с известной долей труда и упорства. И если устремления ребенка эмоционально не подкрепляются  положительными результатами, то воспитать в нем увлеченность плаванием и желание заниматься в группе бывает трудно. Поэтому, с пловцами детской группы необходимо постоянно использовать метод поощрения, одобрением отмечать каждую значительную победу ребенка или всей группы в целом. Дети видят конкретный результат своего труда, повышается интерес и настойчивость к овладению навыком плавания.

В старшем детском и подростковом возрасте мотивы заниматься плаванием  немного другие и приобретают более богатое содержание.  В стремлении осознания своей личности, подросток стремится самоутвердиться, выделиться, этим и объясняется тяга ко всему яркому и необычному. Спорт наиболее полно соответствует этой динамике. Ребята уже получают удовлетворение от тренировочного процесса и участия в соревнованиях. 

Спорт для них, это путь утверждения своей самостоятельности и независимости. Они далеко не безразличны к медалям, кубкам и грамотам, вручаемым за победы на соревнованиях, что о них говорят другие (сверстники, взрослые, учителя и родители). Они готовы на многое, чтобы стать лидерами и занять достойное место в коллективе и очень переживают свои неудачи и поражения. Но главное они умеют мечтать, а мечта, дает заряд энергии и энтузиазма:

  • освоить программу подготовки своей группы, выполнить норматив спортивного разряда, для перехода в старшую группу;
  • попасть в десятку сильнейших пловцов в своей возрастной категории в ДЮСШ, области, регионе и т. д.
  • успешно выступить на областных соревнованиях,
  • выполнить норматив мастера спорта РФ, войти в состав сборной РФ.

Но чтобы добиться поставленной цели, успеха в жизни необходимо пройти трудный путь. Юным пловцам надо неустанно разъяснять: без объемной кропотливой работы, без трудолюбия и самодисциплины в тренировках не может быть настоящих спортивных успехов. Легкие победы возможны, когда нет сильных соперников или когда занижены цели подготовки. Поэтому важно, чтобы юные спортсмены как можно быстрее на собственном опыте осознали связь между высокими результатами и большой черновой работой на тренировках.

Тренировочный процесс в учебном году делится на несколько макроциклов, их  количество в учебном году зависит от календаря соревнований. По календарю определяются основные и второстепенные (или промежуточные) соревнования. Подготовка к наиболее важным соревнованиям  года, свою очередь, делятся на периоды:

  • подготовительный (базовый);
  • предсоревновательный период (или период «сужения»);
  • соревновательный период.

Подготовка начинающих пловцов строится по возрастающей динамике нагрузки в течение года. Но чем выше спортивная квалификация пловцов, тем  чаще меняется периоды подготовки и нагрузки.

Мои воспитанники, ребятами 10-14 лет, которые имеют разряды от 1 юношеского до II спортивного разряда. Согласно календарю соревнований Мурманской области по плаванию для спортсменов этого уровня подготовки, наиболее важными  будут  следующие  соревнования:

  1. Открытый Кубок области на приз «Северное сияние» (2001-2002 г.р.). Открытое первенство Мурманской области. Срок проведения – ноябрь.
  2. Международная товарищеская встреча по плаванию среди стран Баренцрегиона (участники, имеющие II спортивный разряд). Срок проведения – декабрь.
  3. Чемпионат Мурманской области (участники, имеющие II спортивный разряд). Срок проведения – февраль.
  4. Первенство Мурманской области «Весёлый дельфин» (2001-2003 г.р.). Срок проведения – март.

Первые значимые соревнования по срокам совпадают с началом полярной ночи в нашем регионе (ноябрь-декабрь). В этот период практически у всех детей наблюдается вялость, бледность, замедленные реакции или немотивированная раздражительность, головные боли, головокружение, тошнота, отмечены колебания АД, повышение ЧСС, отмечается нарушение сна, снижается аппетит.

Но ребята должны подойти к соревнованиям в максимальной готовности показать свой наилучший результат, не причинив вреда здоровью. Чтобы подойти к этим соревнованиям в хорошей физической форме, в наших условиях  предпочтительнее начинать подготовительный этап уже в августе. И до конца октября, когда работоспособность находится на высоком уровне, можно постепенно увеличивать нагрузки.

Подготовительный этап направлен на повышение функциональных систем организма (кровообращения, дыхания), повышения уровня разносторонней физической подготовленности с помощью широкого круга упражнений на суше и в воде. В этот период уделяется внимание совершенствованию основ техники плавания. Осваиваются упражнения с различными вариантами дыхания.

Ноябрь – совпадает с периодом снижения объёмов нагрузки и переходом в предсоревновательный период. Остановимся на нём поподробнее.

В этот период организм спортсмена перестраивается на полную отдачу накопленных ресурсов. Уменьшаются объёмы плавания и количество повторений в серии, увеличиваются объёмы упражнений избранным стилем плавания, и объёмы компенсаторного плавания. Интенсивность находится на прежнем уровне. В первую очередь это относится к упражнениям с соревновательной и околосоревновательной скоростью. Устраняются мелкие недостатки в подготовленности пловцов, совершенствуются технико-тактические возможности. 

Изменяется направленность работы на суше: упражнения для развития гибкости направлены на повышение подвижности в плечевых и голеностопных суставах; больше внимания уделяется работе мышц несущих основную нагрузку в соревновательной деятельности. Силовая подготовка  осуществляется преимущественно с использованием специального тренажерного оборудования.

В воде применяются упражнения направленные  на развитие специальных качеств:

  • от большого объёма плавания к малому (если в подготовительном периоде ребята проплыва за тренировку 3-4 км, то нагрузка снижается до 2,5-3 км);
  • от большого количества упражнений к малому;
  • от упражнений разными способами плавания к упражнениям основным способом плавания (для каждого пловца соотношение упражнений, выполняемых по элементам и в координации, планирую  с учётом его специализации; например, тем ребятам, у которых основной способ плавания баттерфляй или брасс – упражнения по элементам выполняются в большем объёме в этих стилях);
  • от нагрузочных упражнений к восстановительным;
  • от интервального метода к переменному;
  • от малых пауз отдыха к длинным.

 

Пример тренировочного занятия в учебно-тренировочной группе 2 года обучения в предсоревновательный период:

 

Упражнение

Дозировка

Методические указания

1.

На суше:

Разминка;

 упражнения на развитие подвижности плечевого пояса,

рук, ног.

 

10 мин.

5-7 мин.

 

 

Медленно, расслабленно

2.

В воде:

1. Комплексное плавание

 

800 м         (смена способов через 50 м)

 

В умеренном темпе

 

2 . вольный стиль

12  х 100 м

Режим  2 мин.30 сек.

 

3. способом по выбору

600 м

С улучшение на второй половине

 

4. со старта основным способом

 

В порядке комплексного плавания

8 х 25 м

 

4 х 50 м

Отработка стартового прыжка и выхода.

Старты и повороты

 

Очень важно, чтобы тренировки в этот период проходили в спокойной, деловой обстановке. Психологический климат должен укреплять в юных спортсменах уверенность в своих силах.

Плавание это психологически очень трудный вид спорта и труден, он, прежде всего, своим однообразием и монотонностью. Поэтому тренировочные занятия должны быть разнообразными.  В тесной связи с родителями необходимо следить за соблюдением режима дня спортсменов, питанию и восстановлению. Объясняю детям, что для того чтобы добиться хороших результатов – необходимо высыпаться, а не засиживаться у компьютера. Полноценно и качественно питаться,  иначе это отрицательно скажется на работоспособности. Советую детям дополнительно принимать в этот период витаминный комплекс. Для восстановления и отдыха дети посещают 1-2 раза в месяц сауну, делают, по показаниям медицинского обследования, массаж. Контроль за состоянием здоровья пловцов регулярно проводится врачом ДЮСШ и специалистами Мурманского физкультурного диспансера.

В январе (в период выхода из полярной ночи) тренировочный процесс направлен в основном на психологическую разгрузку. В этот т.н. «переходный» период мы часто проводим различные эстафеты, стараемся больше находиться на свежем воздухе: кататься на коньках, санках, лыжах. Постепенно переходим к новому подготовительному периоду.

Для поддержания мотивации к систематическим занятиям и заинтересованности детей в росте результатов, стремлении принимать участие в соревнованиях с разными программами; следить за своим здоровьем и не пропускать тренировочные занятия; с прошлого учебного года, проводится конкурс среди обучающихся в трёх возрастных группах. Где в качестве оценки баллами учитывается:

  • посещаемость занятий;
  •  выполнение спортивного разряда;
  • выступление на соревнованиях различного уровня;
  •  помощь в проведении соревнований.

По сумме баллов за учебный год будет выявлен самый лучший спортсмен в своей возрастной группе. Могу с полной уверенностью сказать, что посещаемость и заинтересованность в результатах повысилась. Ребята стремятся попасть в состав команды для участия в соревнованиях на уровне группы, школы, области; борются за призовые места, стараются быстрее выполнить последующий спортивный разряд. Но самое главное, они ведут дневники и стараются не пропускать занятия.

Ведение спортивного дневника заставляет спортсменов более серьёзно относиться к тренировке, учёту тренировочной работы, вдумываться в процесс освоения нагрузок, сравнивать свой объем тренировочных нагрузок с ведущими пловцами мира.

Самовоспитание является важной стороной волевой подготовки занимающихся.

Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха на занятиях плаванием. К числу основных волевых качеств и черт спортивного характера пловца относятся: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности.  Так, выдающийся русский полководец, теоретик ведения войны и практик волевой подготовки своих «чудо-богатырей» А. В. Суворов говорил: «Выбери себе героя, присмотрись к нему, догони, поравняйся с ним и обгони».

Становление спортсмена происходит в процессе преодоления трудностей. Чем выше он поднимается по ступенькам мастерства, тем чаще ему приходится мобилизовать волю на изучение новой скоростной техники, освоение продолжительных и напряженных упражнений для удержания скорости в упражнениях «до отказа». Все чаще приходится переносить в процессе тренировки неприятные, болевые ощущения утомления. Чаще подвергаются испытанию и «бойцовские качества»  пловца – его умение мобилизоваться в ответственных соревнованиях на абсолютно  лучший  для себя  результат или на победу.

Плавание, это один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня оно требует от спортсменов максимальной отдачи физических и духовных сил. Сегодня недостаточно просто тренироваться. Для побед на соревнованиях необходимо тренироваться самозабвенно, упорно и терпеливо на протяжении ряда лет. И совмещать эту огромную по объёму и напряжению работу с успешной учёбой в общеобразовательной школе. Чтобы решить такую задачу, надо любить спорт страстно, обладать чувством долга и быть преданным ему.

 

Литература

 

  1. «Плавание»,   А.Д. Викулов, М., 2004 г.
  2. Воронцов А.Р., Многолетняя подготовка юных пловцов – алгоритм и инструмент планирования спортивного успеха. М., 2011 г.
  3. «Особенности построения годичного цикла». Л.П.Макаренко, Е.А.Ширковец, Н.Новгород, 2004 г.
  4. Особенности подготовки юных пловцов.  Н.Ж. Булгакова, О.И.Попов, В.В.Смирнов, Т.Г.Фомиченко. Методическое пособие. М., 2013 г.
  5. Построение годичного цикла тренировки квалифицированных пловцов. С.М.Гордон, П.М.Прилуцкий,  О.И.Попов, М., ГЦОЛИФК, 1986 г.
  6. «Немного о подготовке пловцов в период «сужения». « Планирование годового цикла подготовки пловцов высшего спортивного мастерства». Засл. тренер СССР Петров Г.Г.
  7. «Теория и методика психологической подготовки в современном спорте». Соков В.Ф., М., 2010 г.

Мусиевская Оксана Петровна,

тренер-преподаватель МАОУ ДО ДЮСШ т/о г.Полярный

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Администратор
Просмотров: 1380 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: