Главная » Файлы » Методические рекомендации

Основы методики начального обучения плаванию в условиях мелководного бассейна
09.12.2016, 14:43

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте – это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте – формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом – это обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям и становление навыков саморегуляции.

В то же время акватория бассейна – это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Поэтому тренеры-преподаватели единодушны в том, что для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период. 

Плавание, как вид деятельности, характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в сравнении с игрой, которая является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. 

Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием требует, чтобы они структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленно мотивированной деятельности ребенка, который хочет купаться и резвиться, и взрослого, цель которого – научить ребенка плавать. Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований тренера-преподавателя.

Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта – акватории бассейна.

Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения тренера-преподавателя, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг, необходимо научить его опускать лицо в воду; боится упасть – научить вставать; боится захлебнуться – научить дышать правильно; пытается поднять со дна игрушку – научить нырять и т.д.

Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях, и сопровождаемая четким выразительным показом. 

Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов и техники плавания, и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка). Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения – это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях.

С этой целью вся акватория бассейна условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняют разнообразные упражнения, содержащие как новый, так и пройденный материал. Тренер-преподаватель при этом может находиться либо в зоне освоения нового упражнения, либо оказывать помощь отстающим детям. Переход ребенка из одной игровой зоны в другую осуществляется по его желанию. Подобная организационная форма имеет ряд преимуществ: изучение учебного материала на каждом занятии имеет комплексный характер, при этом дети находятся в постоянном движении, спонтанно чередуя нагрузки с отдыхом.

Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом «на суше» до начала занятий в воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.

Весь спектр новых ощущений в водной среде: состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача тренера-преподавателя – умело придать этим ощущениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении. Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения.

Тренер-преподаватель должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начального этапа обучения плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а также технически правильно плавать. Особое внимание обращено на педагогические приемы, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе. Занятия в течение учебного года предлагается проводить не реже 1-2 раз в неделю. В зависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребывания в воде может колебаться от 10 до 25 минут. Возрастные группы делятся на подгруппы, численность которых составляет 10-12 человек.

В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. К концу учебного года дети младшей группы должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; сделать выдох в воду; скользить на груди; выполнять упражнение «поплавок»; лежать на спине, на груди в положении «звездочка».

С учетом основных задач начального обучения плаванию мы включаем на данном этапе лишь игры с игрушками на мелководье, все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки с лестницы (тумбы). 

Занятия в младшей группе мы начинаем с обычного умывания и обливания из ковша. Затем переходим к кратковременному погружению лица в воду и подныриванию под различные предметы – обруч, круг и т.п. (упражнения «Щука – утка», «В домик – из домика»).

На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, они должны научиться самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз.

Основной задачей организации занятий по плаванию в средней группе, на наш взгляд, является обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна различные предметы (игрушки, шайбы, ракушки). Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.

Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, мы предлагаем присесть под водой после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).

Для получения представления о плавучести тела и действии подъемной силы используется упражнение «Поплавок»: стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться.

По ходу выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха. Обучая ребенка лежать на большой глубине, мы используем следующий прием: зацепившись руками за лестницу, принять положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполняется с увеличением счета).

После овладения лежанием на груди мы переходим к обучению лежанию на спине. На первых порах очень важно помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения. Для этого мы предлагаем выполнить следующее упражнение: присесть, опустив плечи в воду, положить голову так, «чтобы ни одна капелька не попала на лицо», затем легко оттолкнуться и лечь, поднимая живот. Ребенку будет проще удержать грудь и живот на поверхности воды, если сверху положить какой-нибудь плоский предмет.

Чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, мы предлагаем использовать традиционные упражнения с буксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).

При выполнении скольжения важную роль играет технически правильный и сильный толчок. Поэтому значительное внимание мы уделяем прыжкам, которые придают занятию эмоциональную окраску, помогая ребенку преодолеть неуверенность, воспитать решительность и смелость.

Можно прыгать и с лестницы, высота которой соответствует уровню воды. При обучении прыжкам должны соблюдаться основные принципы, так как эти упражнения могут вызвать чувство страха, которое поставит под угрозу весь процесс обучения. Нельзя принуждать ребенка к прыжку, ни в коем случае нельзя толкать ребенка, если он боится. Во избежание травматизма тренер-преподаватель во время прыжков должен стоять на тумбочке и следить за тем, чтобы место, куда будет прыгать ребенок, было свободно.

Мы предлагаем начинать с элементарных прыжков ногами вниз в обруч разного диаметра, лежащий на поверхности воды («В колодец – из колодца», «В глубокий колодец»).

После освоения этих прыжков переходят к освоению прыжков головой вперед (прыжок поверхностный). Первое время дети «плюхаются» в воду, разводя руки и ноги в стороны. Необходимо научить ребенка хорошо отталкиваться, прыгать как можно дальше, а потом лежать как можно дольше (до полной остановки).

         Отрабатывать и контролировать скольжение, на наш взгляд, можно только тогда, когда дети, прыгая головой вперед, выполняют хороший толчок. Дети одинаково хорошо должны уметь скользить на груди и на спине. В процессе обучения необходимо видоизменять и усложнять задания (например, выполнять скольжение с последующим выдохом в воду, различным положением рук и т.п.). Следует также постоянно создавать игровые ситуации, например, «Кто проскользит дальше всех», придавать упражнениям развлекательную окраску («Как стрела», «Торпеда» и другие).

Таким образом, основной задачей обучения плаванию на мелководье является создание педагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности в себе и ощущения, что вода его любит и держит. А приобретенные на мелкой воде навыки и умения впоследствии совершенствуются на глубокой воде.

 

Список литературы

1. Аикин В.А. Учет биологических закономерностей развития в тренировочном процессе пловца /В.А.Аикин //Актуальные вопросы спортивного плавания: сб. научн. трудов – Омск, 2010.

2. Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б., Карпов В.Ю. Отбор и контроль в плавании на этапах многолетней подготовки спортсменов: учебно-методическое пособие/ В.Ю.Давыдов, В.Б.Авдиенко, В.Ю.Карпов. – М.: Теория и практика физической культуры, 2009. – 101 с., ил.

3. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса /В.Н.Платонов, С.М.Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 256 с.

4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте /В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2010. – 436 с.

5. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация: биологические аспекты/ Т.С. Тимакова. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 145 с.

6. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: ФиС, 2011. – 152 с.

7. Булгакова Н.Ж., Платонов В.Н. Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки //Плавание. Киев, 2009.

8. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Анализ тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11–16 лет за период 1970–90 гг. //Плавание. 2009, №2.

9. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ. 2012, №2.

10. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена //Теор. и практ. физ. культ. 2010, №4.

 

Мовсесян Л.В., тренер-преподаватель

МАОУ ДО ДЮСШ им. дважды Героя Советского Союза В.Н. Леонова

т/о г.Полярный

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Администратор
Просмотров: 531 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: