Главная » Файлы » Методические рекомендации

Особенности подготовки к выполнению задания 28, требующего составления плана развернутого ответа по заданной теме
22.05.2019, 10:26

Никифорова Е.Ю.,

учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

 

По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников. Набрать максимальное количество баллов позволят понимание требований и продуманная последовательная подготовка.

Формируя умения и навыки выполнения любых заданий второй части ЕГЭ по обществознанию, в том числе и 28, считаю важным, прежде всего, знакомить выпускников с критериями оценки.

1. Критерии оценки

На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом:

28.1: попадание в обязательные пункты плана. Этот критерий остался важнейшим. Если ученик не попал в обязательные пункты плана, выставляется 0 баллов за все задание. Однако появилась конкретизация в оценивании. Теперь указано, что один из обязательных пунктов должен быть детализирован в подпунктах, а другой может не быть детализирован или быть подпунктом. При полном попадании в обязательные пункты плана начисляется 2 балла. 1 балл ученик получает, если у него есть один раскрытый пункт или два нераскрытых пункта.

28.2: соблюдения плана сложного типа. В этом критерии учитывается количество пунктов и их качество, степень раскрытия темы. Раньше баллы начислялись в зависимости от количества различных пунктов, теперь требования стали точнее. В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы – в любом другом случае по этому критерию начисляется 0 баллов.

28.3: корректность формулировок. Балл по этому критерию теперь носит характер бонусного, и получить его можно только при отсутствии любых ошибок в любом месте при 1 балле по критериям 28.1 и 28.2.

Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы.

2. Этапы подготовки

Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Опытные авторы корпорации «Российский учебник» в своих учебных программах помогают сформировать нужные навыки по следующим этапам:

5–6 классы – простой план текста;

7–8 классы – сложный план текста;

9 класс – простой план выступления на тему;

10–11 классы – сложный план выступления на тему.

3. Советы по подготовке

1. Полезно тренировать составление плана на каждом уроке. Например, прописывать с учениками план предстоящего занятия, в конспектах выделять пункты и подпункты, составлять сложный план по окончанию лекции, то есть отрабатывать это умение на разных этапах изучения темы.

2. Бесполезно предлагать ученикам выучить наизусть сложные планы, составленные по кодификатору. Это никак не поможет «слабым» обучающимся.

3. Полезно разбирать на уроке разные явления по плану с такой фиксированной основой: понятие, признаки, структура, происхождение, развитие, многообразие, роль, современное состояние. При этом избегать абстрактно-формальной формулировки пунктов плана с этой основой. Когда идет изучение сложных тем с двумя совмещенными понятиями, важно рассматривать взаимосвязь явлений, выявлять между ними сходства и различия. В некоторых случаях также необходимо определить, какое место одно явление занимает в структуре другого.

4. Примерная модель по составлению плана

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Представим примерную схему, которая может помочь обучающимся при составлении плана:

  1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое…; 2) Понятие …; 3) Определение…
  2. Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия… (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
  3. Далее выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
  4. Функции… (детализировать в подпунктах).
  5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).
  6. Значение (роль, последствия, тенденции и т.п.) …
  7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).
  8. Пути решения.

Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/zadanie-28-ege-obshchestvoznanie/

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Администратор
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: