Главная » Файлы » Методические рекомендации |
15.11.2017, 12:36 | |
Специалисты отмечают, что факт употребления наркотиков часто остается незамеченным родителями по той простой причине, что родители предпочитают не замечать проблем ребенка. Поэтому целесообразно сначала наладить отношения с сыном или дочерью. Разговоры на повышенных тонах ни к чему не приведут. Только после прохождения все цепочки Вы может подойти к разговорам о том, что волнует именно Вашего ребенка.
1. Начните с того, что Вы рады тому, что у Вас есть сын или дочь. Вспомните их совсем маленькими детьми, их первые шаги, первые слова, розовые пяточки и беззубые улыбки. Взгляните на фотографии тех лет и ощутите, как молоды Вы были тогда, верили в лучшее, мечтали о будущем. Вспомните забавные эпизоды из жизни Вашего ребенка. Посмотрите вместе фотографии детства. Расскажите ему/ей, что интересовало их в первые годы своей жизни. Зарядитесь энергией тех лет.
2. Возвращаясь в настоящее, подумайте, кем стал Ваш ребенок для Вас. Некоторые могут сказать, что он/она для меня ВСЕ, смысл моей жизни. Другие ощущают, что у них есть предмет забот и неусыпного внимания. Третьи видят в них помощников. Четвертые настолько заняты на работе, что им трудно ответить на этот вопрос, но они знают, что все-таки они папы и мамы, а дети их учатся в Лицее, они учащиеся. Будут, конечно, и такие, которым трудно даже думать об этом, поскольку для них ребенок стал проблемой, они не знают, как справиться с ситуацией.
Два варианта жизненных условий способствуют алкоголизации и наркотизации молодежи. Первое – это практика неусыпной заботы о ребенке и обеспечение его всем необходимым настолько, что ему не требуется проявлять активность для обеспечения своей жизни. Ухоженные, обеспеченные, избалованные. Для определения этой категории можно задать себе вопрос: Что ваш ребенок делает для семьи и для обслуживания себя? Второе условие формируется, когда ребенок живет в очень тяжелых условиях и вынужден проявлять ответственность и самостоятельность гораздо выше его возрастных возможностей. Безликость ребенка в Ваших глазах – тоже тревожный факт. «Девочка НИКТО и зовут меня НИКАК» - фраза из беседы с девушкой, употреблявшей героин. Ужас быть НИКЕМ вынуждает на экстремальные действия.
Здоровым можно назвать не того человека, у которого нет проблем, но того, кто умеет их решать. Быть с ребенком одним целым – присваивать его жизнь себе. Быть сильно разделенным с ребенком – стать чужими друг другу. Быть безразличным – давать молчаливое согласие на любые беды и невзгоды.
Родители иногда не замечают, что живут не своей жизнью, что перестали ощущать ее краски, что затрудняются в ответах на вопросы, касающиеся их самих: «Что Вас радует в Вашей жизни?», «Что огорчает?» Попробуйте дать ответы на эти вопросы. Желательно ориентироваться на то, что первым придет в голову. Возьмите три первых ответа.
Если все или большинство ответов связано с детьми, значит, Вы перестали жить своей жизнью. Если отрицательных эмоций больше, чем положительных, то вы предпочитаете хмурые тона в этом мире.
«Кем стал Ваш ребенок для Вас?» Подумайте о своем ребенке как о другом человеке, который является гостем в Вашем доме. Он/она – желанный гость, но у них есть свой дом, и они обязательно отправятся именно туда. Вы тоже будете приглашены и можете стать желанными гостями в их доме.
«В чем выражается собственная, не зависимая от Вас жизнь Вашего ребенка? Что радует его в этой жизни? Что огорчает?» Как Вы думаете, совпадут ли Ваши предположения с реальными ответами Вашего ребенка?
3. Перечислите те события, которые объединяли Вас с ребенком, начиная с этого учебного года. Это могут быть совместные обеды, торжества, прогулки, игры, выполнение домашних работ, посещение гостей, театра, кинотеатра, разговоры по душам и т.д. Ошибочно думать, что детям нужно много внимания, на самом деле им нужно искреннее внимание. Важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а то, насколько запоминается это общение, насколько приятным является совместное времяпровождение.
Все дети – маленькие и большие – любят видеть своих родителей счастливыми. «Подумайте, что может сделать Ваши глаза светящимися от счастья?» Ваш ребенок обязательно отреагирует, он/она не сможет пройти мимо.
«Что объединяет Вас с ребенком и дает ощущение близости?»
4. Бывают случаи, когда родители не могут восстановить доверительные отношения с ребенком. Подумайте, что поможет Вам восстановить свое душевное равновесие. Разговаривать с детьми можно только в состоянии, которое помогает понять собеседника. Раздражение, усталость, досада, обида и злость не могут быть помощниками в отношениях между людьми. Ищите друзей, специалистов или случайных попутчиков, которым можно выговориться.
Слова «Я ему всю жизнь отдала!!» - крик души. Но ребенок не просил Вас об этом. «Что поможет восстановить Ваше душевное равновесие?» Итак:
Памятка для родителей
1. Откажитесь от разговоров о наркотиках и наркоманах до тех пор, пока не убедитесь, что доверительные отношения устанавливаются и удерживаются. 2. Показателем доверительности являются прикосновения и контакт глаз. 3. Если ребенок не шарахается от Вас при желании его обнять и поцеловать, то он вас принимает. Если он самостоятельно проявляет внимание и нежность к Вам, заботясь о приготовлении для вас чая, сообщая о любимой передаче, то доверительные отношения становятся основой вашей совместной жизни. 4. Если при взгляде в глаза, Ваш ребенок отводит их и старается уйти от взаимодействия, значит, он чувствует посягательство на свою жизнь. 5. Помните, что взрослые часто сами создают проблемы во взаимодействии с подростками. 6. Если Вам не нравятся его/ее поступки, скажите об этом без осуждения: Мне не нравится, когда так поступают. Мне не по себе, когда так наплевательски относятся к учебе. Мне обидно за приложенные усилия, которые ни к чему хорошему не привели. Меня охватывает ужас, когда я слышу о драках.
Заметьте, что в первой части высказано испытываемое Вами чувство, а во второй указано, что не нравится, но в безличном виде. Подросток сам поймет, что описанное во второй части относится именно к нему и у него будет право взять ответственность за исправление ситуации. Это произойдет только в том случае, если между вами сохранилось доверие. 5. Помните, что наказание ничему не учит, а только способствует уходу от него. Наказывая сильно и старательно, родители вызывают желание скрывать неблаговидные поступки и отнимают право на ошибку. Помогите подростку разобраться в побудительных силах поведения и найти решение для исправления ситуации. 6. Доверие, самостоятельность, инициатива – три столпа, на которых создается чувство уверенности в себе и самодостаточность. | |
Просмотров: 408 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |