Главная » Файлы » Методические рекомендации |
14.05.2019, 17:50 | |
Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с участием детей на дорогах является организация проведения в образовательных организациях ежедневных «минуток безопасности» дорожного движения. «Минутка безопасности» – это: - краткая беседа о дорожной безопасности в конце учебного дня, - экспресс-напоминание детям о необходимости переключить внимание на обеспечение собственной безопасности на дороге, - акцент на том, что на дороге не всё так просто и очевидно, как может показаться. Короткая информация настраивает ребёнка на внимательное наблюдение за дорогой. Главное условие успешного воздействия «минуток безопасности» - их регулярность и ежедневность. Проведение «минуток безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни профилактических мероприятий, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке. Нет необходимости пытаться «объять необъятное», группируя несколько вопросов (даже если они кажутся вам одинаково важными и актуальными) в одну мини-беседу. Это не работает. Главное правило «минутки» – её краткость. Вопрос должен предельно чётко описывать КОНКРЕТНУЮ дорожную ситуацию, а ответ – давать однозначную рекомендацию, как действовать в данном конкретном случае. Список тем (вопросов и правильных ответов на них) «минутки безопасности» у учителя должен быть всегда под рукой. Желательно, чтобы он был подготовлен заранее, чтобы любой педагог, чей урок завершает учебный день, мог провести беседу с детьми. Обязанность готовить вопросы (на неделю, на месяц) возлагается, как правило, на ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Планируя тематику «минуток», необходимо учитывать возраст учащихся (Приложение 1, 2, 3) и исходить из актуальности темы в данный конкретный период в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, времени года, погодных условий и т.п. Например, осенью и зимой актуальны темы участия детей в дорожном движении, поведение в тёмное время суток, особенности восприятия дороги при искусственном освещении, безопасность на скользкой дороге и т.п. Весной и летом целесообразно освещать вопросы, касающиеся использования детьми велосипедов, самокатов, современных средств передвижения (гироскутеров, сигвеев и др.), игр вблизи дороги и т.д. Особое внимание следует уделять тем нарушениям, которые дети допускают неосознанно. Если вблизи школы изменилась организация дорожного движения (установили светофор, изменили схему движения транспорта, организовали пешеходный переход, обустроили остановку маршрутного транспорта и т.п.), то этой теме необходимо уделить не одну, а несколько «минуток». Проводить такие беседы лучше не подряд, а чередуя их с другими темами. «Минутку безопасности» имеет возможность провести каждый учитель, чей урок приходится, независимо от предмета и темы, на конец учебного дня. Одна из главных целей, ради которой проводится это ЕЖЕДНЕВНОЕ экспресс-занятие с детьми, настроить их перед выходом из школы на мысли о соблюдении мер личной безопасности на дороге. В ходе проведения «минутки» следует пробудить интерес у детей, а для этого, прежде всего, необходимо определить проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный сигнал светофора переходить дорогу запрещено. Но зачастую это неосознанный штамп, который впитывает каждый из нас ещё с детского сада. То есть знать – знают, но все равно пренебрегают этим запретом, например, когда спешат или, когда нет автомобилей или, когда просто лень ждать этих нескольких секунд. Наша задача – добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения. Поэтому при изучении сигналов регулирования целесообразнее поставить вопрос не репродуктивного плана: «На какой сигнал светофора вам разрешено переходить проезжую часть?», а сформулировать перед детьми проблему: «Почему на улице N, где стоит светофор (ближайший к школе), люди часто перебегают через дорогу?». «Минутка» должна быть именно кратковременной. Ее длительность – не более 2-3 минут, максимум – 5 минут. Учитель задает вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких учащихся, обобщает их и дает объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В качестве последней «порции» информации, полученной за день в стенах школы, учащиеся получают полезные сведения по безопасности на дороге в интересной, занимательной форме. В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению за обстановкой на дороге, связанные с вопросом, рассмотренным на «минутке безопасности» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках маршрутного транспорта и т.п.). Например, обратить внимание по пути домой на различные объекты, мешающие обзору дороги. Опыт проведения бесед - «минуток» показывает, что они меняют отношение детей к безопасности на дороге, способствуют выработке у них критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила дорожного движения, благодаря чему у детей появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и подражанию нарушителям. Юные инспекторы движения и «минутки безопасности» Отметим, что если в образовательной организации есть отряд юных инспекторов движения, то будет целесообразно привлекать членов отряда к проведению «минуток безопасности». Для проведения «минуток» необходимо выбрать активистов из числа ЮИДовцев, совместно с которыми педагог продумывает тематику и осуществляем подборку иллюстративного материала, пишет текст (логически выстраивая канву), продумывает 2-3 вопроса по данной теме для учащихся, распределяет роли между ЮИДовцами и проводит репетиции. Отметим, что члены отряда, которые по каким-либо причинам не принимают участие в проведении «минуток», могут присутствовать на репетициях и на уроке во время «минутки безопасности» в качестве наблюдателя, чтобы в дальнейшем также включиться в данную деятельность. Если у отряда ЮИД есть форма, то проведение «минуток безопасности» ЮИДовцами в такой форме придаст мероприятию большую значимость. Стоит заметить, что уже в процессе подготовки к мероприятию осуществляется эффективный метод взаимодействия в системе «учитель-ученик» и педагогика сотрудничества. Самое главное для преподавателя – направить ребят, что-то подсказать (например, в вопросах интонации, выражения, поведения при проведении «минутки»), подбодрить, так как одна и та же «минутка безопасности» каждый раз проходит по-разному и ход проведения предсказать невозможно. Кроме того, в ходе подготовки ЮИДовцев к проведению «минуток безопасности» осуществляется и метод преемственности: старшие ученики подают пример серьезного отношения к соблюдению ПДД младшим школьникам и своим ровесникам и учат их быть грамотными и внимательными участниками дорожного движения. Такие «выходы» ЮИДовцев можно проводить несколько раз в месяц. | |
Просмотров: 673 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |