11:02 «Формирование естественнонаучных представлений дошкольников и младших школьников посредством исследовательской деятельности» | |
10 февраля 2021 года в МБДОУ №2 «Северяночка» прошел дистанционный семинар «Формирование естественнонаучных представлений дошкольников и младших школьников посредством исследовательской деятельности». ФГОС ДО одним из принципов в работе с дошкольниками выделяет принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования. Реализация этого принципа позволяет развивать каждого ребёнка в соответствии с его интересами и склонностями. Перед педагогами дошкольников и младших школьников стоит задача формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Использование исследовательской деятельности как одного из самых эффективных средств формирования естественнонаучных представлений детей позволяет решить данную задачу. Для этого нужно научить детей ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Обучающимся важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для формирования познавательных универсальных учебных действий образовательные организации все активнее вводят метод проектов. Использование проекта в образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу данного метода заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой. Это соответствует ещё одному из принципов дошкольного образования по ФГОС ДО: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому его реализация происходит в совместной деятельности с педагогами и родителями (законными представителями). Метод экспериментирования позволяет дошкольникам реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки. В школьном курсе естественнонаучные представления формируются в основном через первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивают переход представления в понятие. Семинар дал возможность педагогам детских садов и школ изучить методику формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, познакомиться с практическим опытом коллег в данном направлении. | |
|