Главная » Статьи » Мероприятия

«Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ обучающихся»

Сегодня практически во всех нормативных документах, в методических публикациях, программах учебных предметов, на сайтах образовательных учреждений можно найти термины «учебный предмет», «проектная деятельность», «исследовательская работа» и тому подобное. В тоже время вопросы: «Какова роль этой деятельности в достижении результатов изучения отдельного учебного предмета?», «Какие цели и задачи должен ставить учитель — руководитель проекта?», «Как установить, что запланированные результаты достигнуты?», «Как оценивать проект, исследовательскую работу?» остаются открытыми.

Федеральный государственный стандарт образования ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одним из вариантов решения этой задачи является исследовательская, проектная и творческая работа с обучающимися.

Важно проводить исследования с учащимися под руководством учителя, рассматривать их деятельность как взаимосвязанную, направленную на решение совместно поставленных задач, в тесном сотрудничестве достигать намеченных целей.

Творческой, проектной, исследовательской работой под руководством преподавателя, ФГОС определяет начинать заниматься учащимся с первого класса.

Ценность такой работы заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности.

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребёнка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

1. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребёнку.

2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

3. Высший уровень - постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.

Методика организации исследовательской работы школьников строится на основных педагогических принципах; системности, последовательности, целенаправленности. Она включает следующие этапы исследовательской деятельности.

   Первый этап - выбор темы исследования. Тема исследования должна:

  • соответствовать интересам исследователя; быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в практическом отношении;
  • быть реально выполнимой, т.е. необходимы условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение, доступность объекта исследования, связь с учеными).

Если школьник приступает к работе впервые, не знаком с достижениями в данной области, то выбор конкретной темы для него затруднителен, поэтому в этом случае ученика консультирует либо учитель, либо привлеченный специалист. -

   На втором этапе формулируются цель и задачи исследования, т.е те конкретные вопросы, на которые требуется получить ответ. Правильно сформулированные задачи выполняют организационную и направляющую функции. Этот и последующие два этапа выполняются под руководством учителя: корректируются действия, даются рекомендации, выслушивается мнение ученика.

   Третий этап - написание программы исследования, которая включает следующие положения: обоснование актуальности и выбора темы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы, календарный план и основное содержание работы.

   Четвертый этап - составление календарного плана. Делается общий план выполнения работы, чтобы школьник более ответственно относился к его выполнению. Для этого в плане фиксируются сроки промежуточных отчетов

    Пятый этап - знакомство с литературой по конкретной проблеме. Это

необходимо для определения состояния изученности темы, выбора методов работы. Данный этап начинается с поиска литературы. Помощь в поиске литературы может оказать библиотеки. Важным источником библиографической информации являются справочные издания и словари.

   Наиболее эффективный путь - это консультации по данному вопросу со специалистами.

Выбрав необходимый литературный источник, школьник приступает к работе: делает библиографическую карточку (составляет свою картотеку по теме), параллельно создает компьютерную базу данных. Далее следуют целенаправленное (исходя из задач исследования) конспектирование, выписывание цитат, методик. Это делается согласно ранее написанной программе исследования.

   После завершения работы с литературой школьник может:

  • ориентироваться в выбранной области научного исследования, в том числе знать о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, следовательно, может четко оценить и сформулировать актуальность темы;
  • быть знаком теоретически с методиками исследования;
  • конкретизировать цель, скорректировать задачи исследования и план работы:
  • анализировать результаты своей работы, сравнивать полученные данные с таковыми других исследователей.

   Шестой этап — выбор и освоение методики — «инструмента», посредством которого будут решаться основные вопросы проблемы путем постановки опыта, эксперимента или наблюдения в природе.

     Седьмой этап — выполнение основной части работы согласно выбранной методике.

  Восьмой этап - анализ результатов работы, сопоставление их с литературными и экспериментальными данными.

   Девятой этап - оформление результатов исследования в виде таблиц, диаграмм и формулировка выводов. Выводы делаются на основе поставленных задач и полученных результатов. Это сложная часть научного исследования выполняется под руководством учителя, так как работа требует умения анализировать, сравнивать результаты, давать практические рекомендации на основе полученных результатов.

    Десятый этап . Защита исследовательской работы Защита работы представляет собой краткий доклад ученика (примерно 5-10 минут) и ответы на последующие вопросы членов комиссии. Доклад ученика должен содержать:

  • Цель работы
  • Описание проблемы
  • Вывода и предложения автора по решению проблемы.

   При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Писать необходимо по возможности короткими и простыми предложениями, исключать тавтологию, т.е. частое повторение одних и тех же слов и выражении. Учиться делать, ссылки, оформлять цитаты из источников, определиться с иллюстративным материалом, выделить, какие материалы следует вынести в приложение, какие необходимы для иллюстрации основных положений работы.

Далее

Категория: Мероприятия | Добавил: Администратор (30.03.2017) | Автор: Пономаренко Татьяна Геннадьевна
Просмотров: 591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: