Главная » Статьи » Мероприятия

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И ВУЗА – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Е.Ю. Никифорова, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск», 

педагог дополнительного образования МБОУДО «ДДТ «Дриада»

И.А. Богатая, учитель русского языка и литературы, заместитель директора МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

 

В январе 2018 года во время регионального этапа олимпиады Зайцева Наталья Викторовна, специалист Министерства образования и науки Мурманской области, рассказала о конкурсе нового формата, который открывал дорогу одаренным и трудолюбивым детям  к участию в профильной смене образовательного центра Сириус в Сочи. Название конкурса – «Формула МАГУ».

Что такое «Формула МАГУ», какой опыт мы приобрели, принимая в нем участие, и почему рекомендуем последовать нашему примеру?

  • Формула МАГУ – это региональный конкурс научно-технологических проектов. Он включает три этапа:

1. Заявка с описанием идеи и обоснованием актуальности. По сути, на этом этапе обозначается проблема и пути ее решения.

2. Оценка работы на заочном этапе с получением рекомендаций по доработке. К этому этапу работа приобретает вид законченного проекта, который, однако, может измениться в зависимости от видения отдельных членов жюри и авторов проекта.

3. Профильная смена, где производится окончательная доработка проекта под руководством преподавателей апатитского филиала МАГУ и очная защита работ.

Особенности конкурса:

1. Участие групповое – в группе, которая работает над проектом до 3 человек, за каждым закреплена собственная роль. Кроме руководителя проекта, отдельно в положении закреплена роль куратора – человека, который может быть, например, связан с производством и реально заинтересован в решении проблемы.

2. Члены жюри, которые оценивают работу вначале, дают рекомендации и подключаются к сопровождению работ до конца проекта. То есть роль жюри достаточно нетрадиционна с точки зрения привычных конкурсов.

3. Широкий выбор направлений. Преимущественно это направления инженерно- технического и научно-естественного цикла, возможность принять участие в конкурсе у гуманитариев – направление когнитивных исследований.

4. Профильная смена – это возможность посетить лекции преподавателей вуза, сочетание глубоких знаний и практических тренингов.

  • Каким был наш первый опыт участия в конкурсе.

Сначала участие в конкурсе принимала команда из 5 человек: ученики 8 класса Богатый Глеб, Кемская Александра и Ярков Макар, а также учитель истории и обществознания Е.Ю. Никифорова и завуч по воспитательной работе И.А. Богатая. Мы сформулировали идею в направлении «Когнитивные исследования». Идея была связана с тем, чтобы выяснить, кто больше принимает участие в судьбоносном выборе будущей профессии ребенка – сам ребёнок или его родители. Мы предполагали ответить на этот вопрос, используя социологические методы. Вновь отмечу, что формат конкурса нетрадиционный – ребята, во-первых, впервые работали в группе, а не просто в тандеме с руководителем, во-вторых, они привыкли разрабатывать до конца и защищать проект, а здесь сразу не предполагалась его реализация.

Посчитав нашу идею интересной, члены жюри (а именно, Балымов Илья Леонидович) предложили нам рассмотреть ее в контексте метода семантического дифференциала. Так работа лучше «ляжет в плоскость» когнитивных исследований. Изучив абсолютно новый для себя (и руководителей) метод, ребята, при участии и под руководством Данилиной Анастасии Аркадьевны, создали и апробировали собственный инструмент, который может применяться в профориентационной работе. Это важно, так как ранее они применяли готовые методики на практике, теперь создали свою и провели ее апробацию.

  • Чем было полезно участие в конкурсе?

Во-первых, это абсолютно новый и интересный формат; во-вторых, полезна групповая работа с распределением ролей; в-третьих, практическое погружение в проект, работа в течение длительного времени, умение выделить трудности и предложить способы их решения; в-четвертых, опыт групповой защиты; и как итог, в-пятых, новое видение исследовательской и проектной работы, которое сложилось в процессе взаимодействия команды «ученики – учителя – преподаватели университета»; в-шестых, многочисленные бонусы – неформальное общение со сверстниками, тренинги, видеоконференции с Сириусом, увлекательные экскурсии.

Проект ребят был награждён дипломами 3 и 1 степени и в заочном, и в очном этапах.

  • Почему мы рекомендуем последовать нашему примеру и принять участие в следующем конкурсе «Формула МАГУ»?

Однозначно в процессе работы у ребят были сформированы компетенции в исследовательской деятельности. И они продолжают их развивать: на прошедшей в октябре 2018 года Муниципальной конференции «С мечтой о будущем» Богатый Глеб защищал новую работу в направлении социология и получил 1место, Ярков Макар проводил и защищал исследование по экологии, Кемская Александра вернулась к работе, которая создавалась в рамках «Формулы МАГУ», провела повторную апробацию на большей группе пар респондентов, сравнила и проанализировала результаты и также получила 1 место в направлении психология. Члены жюри дали высокую оценку предложенному инструменту и специалист по профориентационной работе отметила возможность его практического применения.

Сейчас все трое обучающихся готовятся к участию в мероприятиях Форума «Шаг в будущее».

Опыт участия в «Формуле МАГУ» был полезен и с точки зрения стимулирования интереса к предметам обществознание, право, история. Все трое стали победителями и призерами школьного этапа предметных олимпиад в 2018 – 2019 учебном году и уже углубляют свои знания в рамках образовательной смены областной школы для одаренных детей «А-элита».

Ребята планируют принять участие в весенней сессии Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива». Каждый уже нашел для себя проблему, которую попытается решить с помощью законотворческих предложений.

К сожалению, в 2018 году наша работа на заключительном этапе не была отобрана для участия в Сириусе. Но желание выступить результативно не только на региональном, но и на всероссийском этапе, никуда не делось. И потому мы вновь формулируем идеи.

Категория: Мероприятия | Добавил: Администратор (22.05.2019)
Просмотров: 57 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: