Главная » Файлы » Методические рекомендации |
05.06.2018, 09:15 | |
Организации, реализующие проект: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №269» ЗАТО Александровск Мурманской области Организации-соисполнители проекта: Муниципальное бюджетное учреждение образования «Информационно-методический центр» Цель, задачи, краткое описание: Интерес к вопросу поиска и выбора профессии был всегда и остаётся высоким сегодня как для обучающихся образовательных учреждений, которые находятся в этой ситуации, так и заинтересованных в его успешном решении родителей и педагогов. Он объясняется затруднениями, которые испытывают все участники процесса профессионального самоопределения. В то же время самым удобным местом, где бы хотелось получить профориентационную поддержку, и обучающиеся, и родители назвали школу. В числе специалистов, осуществляющих профориентационную работу в образовательных учреждениях, на первом месте оказались классные руководители и учителя-предметники. Традиционно процесс подготовки школьников к профессиональной деятельности связывается с приобретением определённых знаний, умений и навыков, которые часто не предполагают их социальной активности, и строится на выполнении требований взрослых. Этого для их успешного профессионального развития в будущем, в течение всей жизни в современных экономических условиях, явно не достаточно. Подготавливать процесс профессионального самоопределения можно и нужно заранее, начиная с момента поступления ребёнка в школу до этапа выбора профессии, создавать питательную среду для развития самосознания, формирования ценностей, потребностей, личностных характеристик, важных для любой профессиональной деятельности. Особенно возрастает роль профориентационной работы в 8-9 классах, когда обучающиеся начинают заниматься по программам предпрофильной подготовки. Именно в 8-9 классе возникают потребности в профессиональном самоопределении, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Уровень направленности личности в этом возрасте - профессиональные стремления и интересы, связан с волевыми компонентами. Это достаточно устойчивое желание реализовать свои актуальные потребности с помощью определённой будущей профессии. Интерес - это уже устойчивая познавательная активность, проявляющаяся в планомерном освоении деятельности, связанной с будущей профессией (кружки, секции, клубы и другие дополнительные занятия). Учащиеся 8-9 классов заинтересованы в изучении содержания будущей профессии, направлениях профессионального роста. И для них профориентационная работа имеет более прикладной и менее личностный смысл. Поддерживающая профориентационная деятельность – это специально организованная работа классного руководителя с учащимися по поводу определения возможностей «зон ближайшего развития» личностных и профессиональных перспектив, формирования готовности воспитанников к планированию, реализации профессионально-образовательной траектории, преодолению проблемных ситуаций профессионального выбора. Это скоординированная практическая работа классного руководителя, учащихся, родителей, учителей-предметников и других взрослых, сопричастных к процессу самоопределения школьников. Цель - создание модели профориентационной работы с обучающимися, направленной на формирование личностного смысла выбора профессии у обучающихся 8-9 классов в период профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в муниципалитете, регионе, стране в целом. Задачи: 1. Создать систему профориентации учащихся через внеурочную деятельность. 2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся. 3. Сформировать у школьников знания об основных профессиях, востребованных на рынке труда, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. 4. Сформировать у школьников представления о профессиях будущего, их требованиях к личности. 5. Научить обучающихся соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и способности для дальнейшей разработки своей образовательной и профессиональной траектории. Срок реализации проекта: 2016-2017 и 2017-2018 учебные годы Основные потребители результатов проекта – обучающиеся и их родители, образовательные организации основного образования, педагогические работники муниципалитета. Дорожная карта проекта (алгоритм реализации проекта) 1. Диагностика профессиональных склонностей и способностей обучающихся. 2. Мониторинг сформированности представлений обучающихся об основных профессиях, востребованных на рынке труда, о требованиях к личностным качествам, которые предъявляются работникам данных профессий. 2. Определение и реализация приоритетных направлений деятельности по созданию модели профориентационной работы с обучающимися. 3. Мониторинг реализации проекта по основным показателям эффективности. 4. Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности по созданию модели повышения профессиональной компетентности педагогов. Основные направления реализации проекта: 1. Диагностическая деятельность: диагностика и консультирование с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии, мониторинг эффективности реализации проекта. 2. Профпросвещение обучающихся и их родителей через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения представлений о рынке труда, востребованных профессиях и профессиях будущего. 3. Организация сотрудничества с предприятиями с целью объединения усилий заинтересованных структур для создания эффективной системы профориентации. 4. Организация информационного обеспечения мероприятий проекта на сайте школы, издание памяток, буклетов, плакатов, сборников. Инновационные продукты, которые будут разработаны в результате реализации проекта: - Модель профориентационной работы с обучающимися, направленная на формирование личностного смысла выбора профессии у обучающихся 8-9 классов в период профессионального самоопределения. - Методические разработки мероприятий, направленных на реализацию проекта по профориентации школьников. - Общедоступный Интернет-ресурс с опубликованными результатами (продуктами) инновационного проекта. Внедрение новой образовательной практики в работу школьной системы образования позволит: - совершенствовать систему профориентационной работы школы; - повысить уровень компетентности обучающихся и их родителей в вопросах профориентации; - обеспечить формирование личностного смысла выбора профессии обучающимися; - обеспечить готовность обучающихся к осознанному выбору профиля обучения, индивидуальной образовательной траектории, профессиональной траектории. Ожидаемые результаты
Основные подходы к оценке эффективности проекта: Оценка эффективности проекта осуществляется на школьном уровне и складывается из двух составляющих: степень достижения поставленных цели и задач, объём реализации мероприятий проекта. Включает в себя следующие показатели: - внедрение в практику работы образовательной организации модели профориентации для школьников; - обеспечение педагогического консультирования обучающихся по вопросам профессионального самоопределения (охват 100%) - увеличение доли школьников, осуществивших осознанное самоопределение по дальнейшему профилю обучения (до 100%): обеспечение мотивационной готовности школьников к профессиональному самоопределению (положительное отношение к труду и желание трудиться, устойчивые интересы и адекватная самооценка); обеспечение познавательно-информационной готовности (достаточный уровень умственного развития и информированности о себе, для того чтобы включиться в трудовую или учебно-трудовую деятельность); обеспечение действенно-практической готовности (высокий уровень осознания собственной жизни и деятельности, самоконтроль, умение ставить цели, составлять программу действий для её достижения): обеспечение коммуникативной готовности (достаточная для взаимодействия степень социализации, принятие общественных норм ролевого и личностного взаимодействия). Перспективы развития проекта: - В перспективе проект позволит через создание инновационной модели профориентации решить актуальные задачи, стоящие перед системой образования муниципалитета: обеспечат оказание помощи детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, личностном, профессиональном, жизненном, а так же помощь в преодолении трудностей, проблем самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности - Образовательные организации ЗАТО Александровск приобретут возможность реализовывать программы по профориентации для получения оптимальных результатов процесса профессионального самоопределения. - Проектные инновационные продукты могут быть диссеминированы в другие образовательные организации муниципалитета, в другие муниципалитеты Мурманской области и другие регионы РФ, усовершенствованы и адаптированы к условиям конкретных муниципалитетов. | |
Просмотров: 834 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |