Главная » Файлы » Методические рекомендации

Проект по профориентации для реализации в классах предпрофильной подготовки
05.06.2018, 09:15

Организации, реализующие проект: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №269» ЗАТО Александровск Мурманской области

Организации-соисполнители проекта:

Муниципальное бюджетное учреждение образования «Информационно-методический центр»

Цель, задачи, краткое описание:

Интерес к вопросу поиска и выбора профессии был всегда и остаётся высоким сегодня как для обучающихся образовательных учреждений, которые находятся в этой ситуации, так и заинтересованных в его успешном решении родителей и педагогов. Он объясняется затруднениями, которые испытывают все участники процесса профессионального самоопределения.

В то же время самым удобным местом, где бы хотелось получить профориентационную поддержку, и обучающиеся, и родители назвали школу. В числе специалистов, осуществляющих профориентационную работу в образовательных учреждениях, на первом месте оказались классные руководители и учителя-предметники.

Традиционно процесс подготовки школьников к профессиональной деятельности связывается с приобретением определённых знаний, умений и навыков, которые часто не предполагают их социальной активности, и строится на выполнении требований взрослых. Этого для их успешного профессионального развития в будущем, в течение всей жизни в современных экономических условиях, явно не достаточно. Подготавливать процесс профессионального самоопределения можно и нужно заранее, начиная с момента поступления ребёнка в школу до этапа выбора профессии, создавать питательную среду для развития самосознания, формирования ценностей, потребностей, личностных характеристик, важных для любой   профессиональной деятельности. Особенно возрастает роль профориентационной работы в 8-9 классах, когда обучающиеся начинают заниматься по программам  предпрофильной подготовки.  Именно в  8-9 классе возникают  потребности в профессиональном самоопределении, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Уровень направленности личности в этом возрасте - профессиональные стремления и интересы, связан с волевыми компонентами. Это достаточно устойчивое желание реализовать свои актуальные потребности с помощью определённой будущей профессии. Интерес - это уже устойчивая познавательная активность, проявляющаяся в планомерном освоении деятельности, связанной с будущей профессией (кружки, секции, клубы и другие дополнительные занятия). Учащиеся 8-9 классов заинтересованы в изучении содержания будущей профессии, направлениях профессионального роста. И для них профориентационная работа имеет более прикладной и менее личностный смысл.

Поддерживающая профориентационная деятельность –  это  специально организованная работа классного руководителя с учащимися по поводу определения возможностей «зон ближайшего развития» личностных и профессиональных перспектив, формирования готовности воспитанников к планированию, реализации профессионально-образовательной траектории, преодолению проблемных ситуаций профессионального выбора. Это скоординированная практическая работа классного руководителя, учащихся, родителей, учителей-предметников и других взрослых, сопричастных к процессу самоопределения школьников.

Цель - создание модели  профориентационной работы с обучающимися, направленной на формирование личностного смысла выбора профессии у обучающихся 8-9 классов в период профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом  социокультурной и экономической ситуации в муниципалитете, регионе, стране в целом.

Задачи:

1. Создать систему профориентации учащихся через внеурочную деятельность.

2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

3. Сформировать у школьников знания об основных профессиях, востребованных на рынке труда, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

4. Сформировать у школьников представления о профессиях будущего, их требованиях к личности.

5. Научить обучающихся соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

научить анализировать свои возможности и способности для дальнейшей разработки своей образовательной и профессиональной траектории.

Срок реализации проекта: 2016-2017 и 2017-2018 учебные годы

Основные потребители результатов проекта – обучающиеся и их родители, образовательные организации основного образования, педагогические работники муниципалитета.

Дорожная карта проекта (алгоритм реализации проекта)

1. Диагностика профессиональных склонностей и способностей обучающихся.

2. Мониторинг сформированности представлений обучающихся об основных профессиях, востребованных на рынке труда, о требованиях к личностным качествам, которые предъявляются работникам данных профессий.

2. Определение и реализация приоритетных направлений деятельности по созданию модели профориентационной работы с обучающимися.

3. Мониторинг реализации проекта по основным показателям эффективности.

4. Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности  по созданию модели повышения профессиональной компетентности педагогов.

Основные направления реализации проекта:

1. Диагностическая деятельность: диагностика и консультирование  с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии, мониторинг эффективности реализации проекта.

2. Профпросвещение  обучающихся  и их родителей через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения представлений о рынке труда, востребованных профессиях и профессиях будущего.

3. Организация сотрудничества с предприятиями  с целью объединения усилий заинтересованных структур для создания эффективной системы профориентации.

4. Организация информационного обеспечения мероприятий проекта на сайте школы, издание памяток, буклетов, плакатов, сборников.

Инновационные продукты, которые будут разработаны в результате реализации проекта:

- Модель профориентационной работы с обучающимися, направленная на формирование личностного смысла выбора профессии у обучающихся 8-9 классов в период профессионального самоопределения.

- Методические разработки мероприятий, направленных на реализацию проекта по профориентации школьников.

- Общедоступный Интернет-ресурс с опубликованными результатами (продуктами) инновационного проекта.

Внедрение новой образовательной практики в работу школьной системы образования позволит:

- совершенствовать систему профориентационной работы школы;

- повысить уровень компетентности обучающихся и их родителей в вопросах профориентации;

- обеспечить формирование личностного смысла выбора профессии обучающимися;

- обеспечить готовность обучающихся к осознанному выбору профиля обучения, индивидуальной образовательной траектории, профессиональной траектории.

Ожидаемые результаты

  • Создание модели профориентационной работы с обучающимися.
  • Повышение компетентности школьников и их родителей в вопросах профориентации.
  • Готовность школьников к осознанному выбору профиля обучения, и, как следствие, к выбору профессии.
  • Повышение степени социализации обучающихся, их готовности жить и работать в постоянно изменяющемся мире.

Основные подходы к оценке эффективности проекта:

Оценка эффективности проекта осуществляется на школьном уровне и складывается из двух составляющих: степень достижения поставленных цели и задач, объём реализации мероприятий проекта.

Включает в себя следующие показатели:

- внедрение в практику работы образовательной организации модели профориентации для школьников;

- обеспечение педагогического консультирования обучающихся по вопросам профессионального самоопределения (охват 100%)

- увеличение доли школьников, осуществивших осознанное самоопределение по дальнейшему профилю обучения (до 100%):

обеспечение мотивационной готовности школьников к профессиональному самоопределению (положительное отношение к труду и желание трудиться, устойчивые интересы и адекватная самооценка);

обеспечение познавательно-информационной готовности (достаточный уровень умственного развития и информированности о себе, для того чтобы включиться в трудовую или учебно-трудовую деятельность);

обеспечение действенно-практической готовности (высокий уровень осознания собственной жизни и деятельности, самоконтроль, умение ставить цели, составлять программу действий для её достижения):

обеспечение коммуникативной готовности (достаточная для взаимодействия степень социализации, принятие общественных норм ролевого и личностного взаимодействия).

Перспективы развития проекта:

- В перспективе проект позволит через создание инновационной модели профориентации решить актуальные задачи, стоящие перед системой образования муниципалитета: обеспечат оказание помощи детям в самостоятельном  индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, личностном, профессиональном, жизненном, а так же помощь в преодолении трудностей, проблем самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности

- Образовательные организации ЗАТО Александровск приобретут возможность реализовывать программы по профориентации для получения оптимальных результатов процесса профессионального самоопределения.

- Проектные инновационные продукты могут быть диссеминированы в другие образовательные организации муниципалитета, в другие муниципалитеты Мурманской области и другие регионы РФ, усовершенствованы и адаптированы к условиям конкретных муниципалитетов.

План мероприятий

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Администратор
Просмотров: 834 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты:
184682, Мурманская область
г.Снежногорск
ул.Флотская, д. 5

8(81530) 61347 imc_sneg@mail.ru
184650, Мурманская область,
г.Поляный
ул. Советская, д. 3

8(81551) 71984 imcpol@yandex.ru
184670, Мурманская область
г.Гаджиево
ул.Гажиева, д. 44, офис 49

8(81539) 46184 imcenter@mail.ru
Как нас найти: