Главная » Статьи » Мероприятия |
Никифорова Е.Ю., классный руководитель 9-А класса, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск» Канули в прошлое времена, когда учитель был непререкаемым авторитетом, когда отношения между учителем и учеником строились вертикально, и главным в этой вертикали несомненно был учитель. «Учитель всегда прав» – с этой догмой выросло ни одно поколение. Но сегодня все изменилось – СМИ пестрят сообщениями о непрофессионализме учителей, о проявлении «непедагогичности», об открытых конфликтах, порой принимающих крайние формы, между родителями, учениками и учителями. Сегодня отношения между ключевыми участниками образовательного процесса переместились в горизонтальную плоскость – родитель, ощущая себя заказчиком образовательных услуг, иногда считает возможным указывать, что и как делать. В итоге, количество конфликтов растет: школа говорит о невыполнении семьей воспитательных функций, а родители обвиняют учителей в недостаточно профессиональной работе. И поскольку ближе к семье оказывается классный руководитель, именно ему приходится принимать удар первым. Чтобы этого не случалось, нужно постараться сделать родителей своими союзниками, в случае успеха это принесет пользу и школе, и учителям, и семье, и, главное, ребенку. В моем выступлении я намерено ухожу от теории, которой великое множество, я делаю акцент на моем опыте сотрудничества с родительским коллективом и пользе, которую оно приносит. На данный момент я – классный руководитель 9А класса, в котором обучается 29 ребят – скромных, умных, веселых, неуёмных, интересующихся спортом, пишущих стихи, читающих комиксы, не выпускающих из рук телефоны. Они РАЗНЫЕ. Не буду скрывать, мне повезло изначально – учителем начальной школы Шайхутдиновой Светланой Геннадьевной была проведена огромная работа, и в 5 классе я получила сформированный детский коллектив и родительский актив. За это я ей очень благодарна. Но с другой стороны, это и дополнительная ответственность – выдержать сравнение (а оно было!) с любимым и авторитетным первым учителем, не растерять и продолжить хорошее, что уже создано, внести своё. На первом же собрании была приятно удивлена – родители сами изъявили желание состоять в родительском комитете. Это были мои первые помощники. Раздала анкеты и, собирая информацию для ведения деловой документации, соцпаспорта класса и прочего, заодно узнала об особенностях детей и традициях класса. Традиции, стоит отметить, были, и не мало: осенний и зимний походы, веселые старты, Дни именинников, чаепития. И во всех этих мероприятиях активными организаторами были родители. В начальной школе так бывает: дети маленькие – родители рядом. А вот в среднем звене связь теряется: родители, понимая, что дети взрослеют, могут справиться сами, перестают быть рядом. Я же стараюсь объяснить, что, например, участие в походе – это не только возможность отдохнуть от домашних дел, но и увидеть со стороны, как ребенок общается с одноклассниками, насколько он включен в общие дела. Мы проводим много мероприятий. Они организовываются и в классе, и на базе ДДТ. Мамы берут на себя функцию приобретения призов и сладостей, заказа пирогов, но уже в 5 классе, после первого чаепития, мы договорились, что накрывать, подавать, убирать со стола дети могут сами. Родители – гости. До сих пор на наших вечеринках присутствуют три-четыре мамы. Походы. Первое решение, которое нами было принято, – мы идем далеко. И вместе с нами неизменно идут родители. Они помогают, подсказывают, рассказывают, они рядом. Поход в 9 классе по количеству родителей и детей был равным. Не буду говорить, что все родители в классе одинаково активно принимают участие во всех делах класса. Нет. Но актив большой. И к нему присоединяются родители тех, кто пришел к нам в класс учиться из других школ и городов. Например, в шестом классе к нам приехала новая девочка. Мама активно включилась в работу родительского комитета, а папа ежегодно организовывает такие экскурсии, о которых можно только мечтать! Не стоит думать, что в классе только «отборные» дети. Хватает и лентяев, есть и любители прогулять. Например, в 5 классе буквально в сентябре мне пришлось вызывать трех мам для разбора не очень приятной ситуации. Дети не признавали неправоты, мамы были склонны им верить. У нас состоялся примерно такой диалог: - Как что случится, сразу наши виноваты. - Я Вам уже жаловалась на их поведение? - Нет, но в начальной школе… - Давайте говорить о сегодняшней ситуации и о том, какую информацию довожу до Вас я. Получается, что, еще не получив никакой существенно негативной информации, мамы готовы были занять оборону. В итоге наша беседа вернулась в мирное русло, парни признали, что поступок их красивым не назовёшь, пообещали исправиться и больше «не влипали» в подобные ситуации, а мамы не приобрели во мне врага. Кстати, я стараюсь не звонить родителям с жалобами. Кто-то сочтет это непрофессиональным, но мне кажется, что функция классного руководителя – это не сбор негативной информации и передача ее родителям (информацию о пропусках и двойках можно отследить в электронных и традиционных дневниках), а сплочение коллектива. Чтобы, окончив школу, дети вспоминали то, что наполняло их школьные будни. Другой пример. В 7 классе в середине учебного года меня проинформировали, что в мой класс приходит девочка, состоящая на учете в КДН. Естественно, большой радости я не испытывала, т.к. постановка на учет была вызвана участием в драке. У меня парни не дерутся, а тут девочка! Познакомились с девочкой, я честно поделилась опасениями и дала совет – начни так, как будто новая школа – чистый лист. И она старалась: сразу включилась в участие в муниципальной акции «Классы, свободные от курения», вместе с мамой приготовила блюдо на конкурс в рамках проведения классного мероприятия. Встреча с родителями тоже меня успокоила. Простые и отзывчивые, они знают характер и особенности дочери и всегда готовы ей помочь. Лень ее, конечно, никто не отменял, но дети ее приняли, и она нашла хорошую подругу в классе. И снова случай из нашей школьной жизни. В начале сентября 2016 года на одном из уроков обществознания выяснилось, что многие дети не знают, чем занимаются родители на работе. Неудивительно – сейчас не принято брать детей на работу (неизменная часть детства многих из нас). Мало кому приходит в голову организовывать для детей сотрудников экскурсии по своей организации – и очень жаль, потому что для ребёнка папа и мама исчезают на целый день неизвестно куда, делают неизвестно что, после чего, непонятно как в доме появляются деньги, вещи, еда. Прибавим к этому то, что по сравнению с нашим детством появилось много загадочных профессий, название которых ребёнку ни о чём не говорит. Тогда еще 7-А класс начал подготовку к классному часу на тему «Профессия моих родителей»: из презентации одной ученицы мы узнали, какие профессиональные обязанности выполняет её папа, какие приборы и инструменты используют его сотрудники в своей работе, из интервью с мамой другой девочки – что значит быть инженером. Дети сами сняли видео с приема стоматолога-гигиениста, и один ученик создал мультфильм, рассказывающий, с чем приходится сталкиваться его маме – учителю и завучу школы. Сами родители предложили расширить формы работы. Сначала к нам в класс пришла мама-стоматолог-гигиенист и рассказала о гигиене зубов, затем была организована встреча с другим медицинским специалистом, а потом детям организовали экскурсию на океанографическое исследовательское судно «Янтарь», где настоящие военные подробно рассказали о тех задачах, которые они выполняют на службе и об особенностях своего уникального корабля. Профориентационная работа в действии. Что хочется сказать в заключении?! Первое, что касается меня, мне легко работать с таким количеством помощников и хочется выполнять свои обязанности не «для галочки»: я поеду на экскурсию в воскресенье, отвечу на звонок после 21, узнаю, как помочь исправить математику, пойду в поход с ночевкой и поеду на турбазу. Второе, если на концертную сцену выходит папа для участия в смешной сценке, его сын – ученик 9-А; если на площади имени Мурко трудится большая шумная компания подростков и мам, создавая снежную скульптуру, эти дети учатся в 9-А; если вяжутся спицами украшения на ёлку, то 9-А участвует в конкурсе на лучшее оформление к Новому году; если-если-если… таких «если» много, и дети это видят. Они знают, что родители расположены к школе, они на прямой связи с классным руководителем, и чтобы встретиться, им не обязательно ждать родительского собрания, есть масса других мероприятий. Дети видят наш союз, и они это ценят. Родители рядом с детьми. А мне легко работать. | |
Просмотров: 1031 | |
Всего комментариев: 0 | |